К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

Владимир Николаевич Дмитриев к сему месту* руку приложил


* - место (рус.) = site (англ.) = сайт (интерлингва)

В.Н.Дмитриев В.Н. бывает добр. В.Н.Дмитриев В.Н. бывает суров. В.Н.Дмитриев В.Н. - полководец.

Нажмёте на маленькую картинку - будет большая.


Мне показалось забавным, что здесь жарко обсуждаются те-же вопросы, которыми мы задавались всегда. На некоторые из них находились ответы. На некоторые - нет. В своих архивах я нашел документ, касающийся наших марафонов 1989 года. Тогда они проходили в 7-й раз. В 2002 году это будет уже в 19-й раз! Думаю, сегодня на этот документ особенно любопытно посмотреть.


Своим программным выступлением В.Н. подвёл итоги печально знаменитой "посмертной дискуссии".


В.Н.Дмитриев: Про историю и географию с фотографией

1. С Синельниковым

У истоков возникновения нашей группы стояли два человека: А.Х.Синельников и В.Н.Дмитриев. Всё началось в конце 60-х годов, примерно в марте 1967 г.

В.Н.Дмитриев1967 г. Форсирование Лопасни в районе д.Барыбино - д.Лапино. Этот мост действует до сих пор.

В то время лыжи были очень популярны в Москве. В МГЦТК (Московский городской центральный туристский клуб ) было много групп и каждая из них имела своё лицо и своих инициаторов. Эти группы не были очень многочисленны. К примеру, группа в 30 человек считалась очень большой и, на мой взгляд, мало управляемой. Познакомившись с некоторыми из них (к примеру, Н.Лифанова, Ильина и Рыжавского, И.Жицкой, А.Х.Синельникова), остановился на последнем. Обычное число участников в группе А.Х.Синельникова в то время было порядка 8-12 человек, и каждый был на виду. Группа отличалась хорошей мобильностью. По сравнению с другими группами, стремилась пройти маршрут большей протяжённости, в более быстром темпе. Этот тон задавал сам руководитель.

В.Н.ДмитриевМарт 1968 г. Маршрут 55-й км - Яхрома. У родников.

Коронным зимним (мартовским) маршрутом А.Х.Синельникова был "Авангард - Жилёво". Он его неплохо отработал, там были свои тонкости в начале: надо было знать свои ходы, чтобы не запутаться в колючей проволоке зонных заграждений. По словам самого А.Х.Синельникова, до него этот маршрут пытался пройти В.В.Морозов, но из-за глубокого снега пришёл в Жилёво только к полуночи, поезда уже не ходили, и со своей командой вынужден был ночевать в электричке. Рассказ этот я слышал от него не один раз, он рассказывал про это с удовольствием.

Коронный летний маршрут был опять же от Ситенки или Акри на Турово, далее вдоль Оки по Приокско-Террассному заповеднику до Серпухова (около 60 км). И я не один раз участвовал в этом забеге. К слову сказать, пробежать эти 60 км в летнее время нисколько не легче, чем зимой на лыжах, хотя по пути были и многочисленные родники и отличное купанье. К сожалению, сейчас этот маршрут подзабыт.

У А.Х.Синельникова был неплохой, но довольно стандартный набор маршрутов, которые он проходил, к моему удивлению, совершенно одинаково и часто повторял. Пройдя 2-3 раза, уже можно было не брать ни карту, ни компас, а бежать по памяти. Правда, по моему предложению, мы разработали и дважды прошли на лыжах новый маршрут: от Чехова автобусом до Стремилова, далее Дмитровка - Круча - Мачихино и на Бекасово. В то время старая окружная дорога на Бекасово была разобрана, новую ещё не сделали, и по старой насыпи идти было очень удобно хоть пешком, хоть на лыжах.

Второй любимый зимний маршрут был такой: Часцовская - Звенигород - Новоиерусалимская (47 км). Как говорил сам Синельников, "почти всё время идёшь по лыжне - тропить почти не надо". В чём-то это соответствовало действительности. Видимо, в то время было больше лыжников.

Турист-68Апрель 1968 г. 55-й км - Турист. Слева направо: Валя Шкред, А.Х.Синельников, Лёня, Татьяна Перетяхина, В.Н.Дмитриев - на лыжах в сапогах.

В 1969 г. одна из участниц нашей группы (Галя) предложила нам свой маршрут: Радищево - Снегири - Звенигород. Как она говорила, кроме этого маршрута она больше ничего и не знает. Поскольку это предложение было для нас довольно новым, оно было принято. Привал был на р.Белена. Синельникову этот маршрут понравился больше чем мне (я прошёл его за все эти годы не более двух раз), и это сыграло потом определённую роль, но об этом позже.

А.Х.Синельников и В.Н.Дмитриев А.Х.Синельников и В.Н.ДмитриевОктябрь 1968 г. Маршрут Берёзки - Икша. Руководители А.Х.Синельников и В.Н.Дмитриев на подходе к Кочергино.

К концу марта 1968 г. А.Х.Синельников предложил мне также быть руководителем для совместного прохождения и руководства. В общем мотивировка была такова, что руководитель должен носить больше всех: котлы, топор, пилу, трос, знать путь; а остальные участники (наверное, так было всегда) идут налегке. В общем, предложение было принято, и в 1969 и 1970 гг ходили вместе.

В.ШкредНоябрь 1968 г. Валентина Шкред. Где она сейчас?

ХолщёвикиНоябрь 1968 г. Маршрут Холщёвики - Звенигород. Болотные заросли были там всегда. Участников много, но их не видно.

ПолушкиноНоябрь 1968 г. Полушкино - Звенигород. Слева третий - А.Х.Синельников. Справа второй - В.Н.Дмитриев. За ним - Валя Шкред и Лида Куликова.

ПолушкиноНоябрь 1968 г. После похода Полушкино - Звенигород. Вот так хорошо ездили в 60-е годы. На переднем плане Лида Куликова, за ней Лёня.

Однако, "довольно узкие рамки синельниковских маршрутов" всё больше и больше не устраивали. У меня было стремление сильнее разнообразить маршруты, сделать их ещё более протяжёнными.

Следует сказать, что в то время в МГЦТК были заложены несколько иные чем сейчас принципы. Считалось, что однодневный лыжный поход по протяжённости не должен быть больше 50 км. Видимо, сказывался тогдашний уровень лыжного снаряжения, а также некоторый академизм старых руководителей, засевших в бюро.

В 1971 г., через два года нашего совместного руководства группой, стали обнаруживаться всё большие разногласия. Мне представлялось, что надо в принципе "менять пластинку", осваивать новые места, куда практически почти и не ходили.

Особенно привлекательной казалась Клинско-Дмитровская гряда. Не помню такого, чтобы кто-то прошёл в то время за день от Покровки до Яхромы или что-то подобное. Не совсем ясен был и подход. К большому сожалению, в то время очень трудно было достать хорошие карты местности. Те карты, которые продавали в магазине, совершенно не отвечали нашим требованиям. Они были как бы специально запутаны, ходить по ним было практически невозможно. Единственным путеводителем были компас, интуиция, желание пройти до конца, найти хорошие пути.

С 1971 г. я стал подбирать свою группу.

2. Своим путём

Поставлена была цель: освоить маршруты по Клинско-Дмитровской гряде. Были перепробованы начала от всех станций: Сенеж, Головково, Покровка, Стреглово. Так как участников в группе было мало, а снег глубокий (как правило), то ясно, что найти хорошие проходы было нелегко. Довольно поучительным был поход с А. Лифановым, в котором я принял участие - 10.03.1968 г. (ст.Подсолнечная - Турист). Правильно говорят, что легкие походы не запоминаются, а трудные - помнишь всю жизнь. Начав со станции Подсолнечная, сойдя с поезда, сразу встали на лыжи, перешли озеро Сенеж. Поднявшись на другой берег, попали в лабиринты колючей проволоки. Было несколько удивительно, но никто вроде бы не обращал на нас внимания (нас было 9 человек). Выбравшись из заграждений, начали тропить по просекам, оврагам, их было очень много. С утра было очень тепло (около 0°C), чуть не дождь, и все были мокрые. С большим трудом добрались до Ивлево. Дальнейший путь был не совсем ясен, и уже вечерело, поднялся ветер, метель, усилился мороз, так что штормовки стали колом. Лифанов предлагал идти просто по азимуту, но я убеждал его, что это не лучший вариант. Когда прошли Сокольниково, дальнейший путь был мне уже ясен. В Туристе мы были в 21:00. Если спросить Лифанова, когда я участвовал с ним в лыжном походе, то он назовет именно эту дату - 10.03.1968 - так это ему запомнилось.

Было ясно, что ходить так, как 10.03.1968, нельзя.

Перепробовав несколько вариантов, пришёл к выводу, что лучшее начало - Покровка. В то время не было такой массовой застройки садовыми участками, что облегчало задачу.

Титово-1973 Титово-1973Мы впервые попали в Титово летом 1973 г. Женщины любили молоко. Справа - Галя, слева Лида Куликова.

Спустя примерно два года после 1972 г. (т.е. примерно к 1974 г.) маршрут Покровка - Турист был хорошо освоен. Был в нём один трудный участок. Нить была примерно такая: Покровка - Сергеевка - Мерзлово -Бедово - Ригино - Зеленино - Фофаново - Подъячево - Языково - Горки - Парамоново - Турист.

При подходе к Горкам (там, где сейчас пансионат «Сказка» (по-моему)), сейчас проложена шоссейная дорога. А в то время там был глубокий овраг. Спуск был довольно крутой и извилистый. Я обычно спускался первый и ждал, пока не спустятся все. Часто ломали там лыжи, так как спуск этот проходил уже в темноте. Дальнейший путь труда не представлял. В Турист приходили обычно в 18 - 20 часов, в зависимости от погоды и скольжения.

Осень 1974Сентябрь 1974 г. Короткий привал. В центре - Барабаш, правее его - Юра Соколов, справа первый - В.Н.Дмитриев.

Тем временем глядя на планы походов, которые брали в МГЦТК, обратил внимание, что Синельников не стоит на месте. Он стал удлинять маршрут, но сделал это довольно оригинальным образом. Как уже было упомянуто, он соединил участки маршрутов, и получилась цепь станций: Радищево - Снегири - Звенигород - Часцовская, на которых всегда была «дежурная» ледяная лыжня. А чтобы меньше с собой носить и бежать налегке, он стал проводить обед в закусочной на станции Снегири. И так у него получился маршрут в 70 км. И это уже можно считать прологом к «сотенной» дистанции. Впрочем, дистанция в 100 км все время крутилась у него в голове, и не только у него, но и у многих профессиональных гонщиков. Так, например, в это время в моде был забег на 100 км вокруг озеро Круглого (10 кругов по 10 км = 100 км). В то же время А. Х. Синельникову, видимо, стало ясно, что Радищево - Часцовская мало подходит для осуществления идеи 100 км. Он стал подбирать другой вариант. Сначала он хотел попробовать сделать начало от станции Семхоз на Морозки и далее на Березки. Но от Семхоза нет хорошей лыжни, там мало ходят, поэтому он остановился на варианте Березки - Морозки - пл.55-й км (ныне Радонеж) - Турист, что мы видим и по сегодняшний день (сейчас А. Сафронов).

В отличие от Синельникова меня мало привлекали избитые варианты маршрутов, где ходят все. Да и вообще эта идея с забегом на 100 км казалось мне ненужной и чуждой туризму. Ведь туристы не профессиональные гонщики. Где-нибудь на Полярном или Приполярном Урале, в Саянах бывало что за один час пройдешь не более 1 км. Спортивная скоростная гонка и туризм (лыжный) - в общем-то разные вещи - их объединяет только одно - способ передвижения на лыжах. И здесь противопоставить можно было только одно: надо показать, что и обычные туристы (не профессиональные гонщики) могут за один день проходить довольно протяженные дистанции; и 70 и 80 км и не налегке, и не с пустыми рюкзаками, и не по накатанной лыжне, а по целине или по малонаселенной местности.

В этом плане у меня были единомышленники. В 1974 году мною был проведен один из таких маршрутов: Матрёнино - Тучково (70 км). В марте 1974 года с утра попали на хорошую погоду и наст, и не просто наст, а фирн. Отличные лыжи «Львовские» в сочетании с хорошей смазкой (жидкая, черная в металлических баночках продавалась в то время) позволяли развить хорошую скорость. Как я обратил внимание, к концу этого маршрута, львовские лыжи выглядели отлично, износ был минимальный. У одного из участников этого похода лыжи типа «Быстрица» стерлись почти начисто и были совершенно непригодны для дальнейшего использования. Ниже я приведу схему этого похода. В последующие годы я еще два раза повторил этот маршрут.

Второй непростой маршрут был ещё более протяженным. Выглядел он примерно так: Стреглово - Пустые Меленки - Ригино - Чеприно - Кочергино - Березки (75 км). Здесь уже не было наста, приходилось тропить, участников было мало - 8 человек. Когда подходили к Кочергино, уже темнело, были глубокие сумерки, казалось, что конца не будет этой тропёжке. Герман Троянов, принимавший участие, чуть не кричал «ура» при виде знакомых мест.

Особый разговор о других ещё маршрутах, особенно о "Покровка - Чисмена" - чуть позже.

Таким образом годы шли, походы проводились по намеченному плану в принятом мною ключе. И все же некоторые из участников моей уже не очень маленькой группы всё снова и снова заводили разговор «почему мы не проводим забег на 100 км»? Синельников давно уже бегает, а мы? К началу 80-х годов я стал продумывать возможные варианты. Если туристы желают попробовать свои силы в спортивной гонке, то это надо делать. Ведь туристские возможности Подмосковья довольно ограничены. Но мне хотелось, чтобы маршрут 100 км, если его проводить, был бы не зигзагообразный, как у Синельникова, а проходил по одной направленной линии, был стреловидным, чтобы в нём чувствовалось это расстояние - 100 км. ( Это совсем не то, что накручивать круги вокруг озера Круглого - 10 кругов по 10 км).

Такой маршрут к этому времени был уже подготовлен: Покровка - Морозки (с вариациями) - 65 км. И плюс продление до платформы Калистово - 35 км.

С другой стороны учитывал, что сразу переходить на 100 км после 70-ти и 75-ти тоже ни к чему. Должна быть промежуточная дистанция. И её подсказывала сама жизнь. В Швеции давно уже проводится забег на 86 км - гонка «Васалоппет».

Кстати, история её возникновения довольно интересна и стоит ближе к туристскому складу ума. Вкратце приведу эту историю. В средние века шведский король Васа, раздосадованный тем, что парламент не поддержал его идею освободиться от зависимости от Дании, ушёл из парламента, встал на лыжи и пошёл по глухой местности. За ним долго гнались и, когда настигли и замерили расстояние, то оказалось, что он ушёл на 86 км. Так возникла эта дистанция, её проложил сам король.

Почему бы и нам не сделать свою подобную дистанцию? Она является отличной прелюдией к 100 км.

К этому времени по Клинско-Дмитровской гряде уже можно было сделать отличные намётки, оставалось только практически осуществить это. И это было проделано 30.01.1983 г. Маршрут был такой: Покровка - Коськово - Дулепово - Шахматово - Тараканово - Гудино - Носово - Бедово - Ригино - Титово - Фофаново - Подъячево - Андрейково - Ивлево - Раково - Кочергино - Берёзки (примерно 86-90 км).

Участников было немного, всего 8 человек. Сейчас нам хорошо известны только 6 из них.

  1. Дмитриев В.Н.
  2. Дудин В.Н.
  3. Сорокин Ю.И.
  4. Каминский В.А.
  5. Ивянский В.А.
  6. Терлецкий В.А.

Единственный костер, где нас ждали, находился за Титово на крутом берегу Лутосни. Его развели и поддерживали 4 человека: Е.Исаев, А.Полянский, Г.В.Дудина и Н.Тураева. Впрочем, некогда было долго засиживаться на привале: лыжни практически не было, погода тоже не баловала. Когда прошли Раково, я обратил внимание, что мои участники не могут найти место, где входить в лес, никаких следов не было видно. Я быстро нашел место. Раковская просека тоже была довольно сильно завалена упавшими стволами, но все же хранила следы нашей старой лыжни.

По итогам этого первого маршрута первое место я присудил Дудину В.Н., так как он первый пришел в Березки, второе место - Дмитриев В.Н. ( я пришел в 21.30), третье место - Сорокин Ю.И.

Что касается Ивянского В.А., то, как сейчас помню, у него перед Кочергино вылетела дужка крепления, долго её искали, нашли или нет - не помню.

После такого тяжёлого забега уже не хотелось через 2 недели снова бежать уже 100 км, тем более что настали очень сильные морозы, ниже -20°C.

Поэтому следующие забеги состоялись только в 1984 году:

Участники, в общем, были те же самые, но их количество возросло до 10 человек и в последующие годы всё росло.

Особо нужно отметить, что, как многие замечали, пройти 86 км оказывалось труднее, чем 100. Я отношу это за счет более сильной пересеченности местности дистанции в 86 км.

Концовка сотенного маршрута (Морозки - Калистово) проходится довольно легко. Однако в 90-е годы пришлось отказаться от этой концовки по некоторым причинам и искать новые варианты, так что идея стреловидности сотенной трассы была нарушена. Но об этом позднее.

В.Дмитриев
март 2002


Для связи

Обновление 4.11.2002.