К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

Маршрут Зосимова Пустынь - Колхозная, гораздо лучше северным путем

Протяженность маршрута Зосимова Пустынь - пл.66 км, который объявляли последние два года, превышала 70 км, вдобавок оба раза возникали трудности в его финальной части. Поэтому я предложил взамен аналогичный маршрут Зосимова Пустынь - Колхозная (Львовская), притом в двух вариантах: "южный", через Спас-Куплю, имеет примерно такую же протяженность (более 70 км), а "северный", через пл.252 км, соответствует указываемым в планах 60-65 км. Преимущество их в том, что последние 10 километров, которые группа преодолевает уже в темноте, проходят по надежной, постоянно поддерживаемой и уже знакомой группе лыжне (часть которой нынче, увы, была испорчена вывозом леса). 19.10.02 группа пешим маршрутом Вороново - Колхозная прошла заключительную часть трассы этого лыжного маршрута, причем для "северного" варианта - почти всю вторую его половину.

Весной мне удалось проработать среднюю часть обоих вариантов, и я пришел к выводу, что маршрут следует идти в "северном" варианте по двум причинам. Одна связана с местом привала. В "южном" варианте его надо искать возле Спас-Купли (более 30 км от начала и около 30 км до финиша). Однако родников тут нет, а ручьи зимой вряд ли будут течь (ситуация здесь заметно хуже, чем на нынешнем маршруте Зосимова Пустынь - Столбовая). У родника 7-8 плохо с дровами, вдобавок до него еще около 10 км, почти столько же и до р.Лопасни с ельниками на берегу. Вторая причина связана с трассой маршрута. Мне удалось найти неочевидный, но вполне приличный и воспроизводимый проход от Спас-Купли на Богоявление (с использованием дороги с дач Ю-С). Дальше легко пройти вдоль Лопасни, неподалеку от родника 7-8 и Алексеевки к Окружной ж.д., которую надо переходить возле километрового столба 268/269, причем по обе стороны ж.д. фермерские хозяйства с собаками. От второго дорога на В выводит на проселок по старому полотну ж.д., но нормального пути к большому пруду в истоках руч.Волчек нет. Можно идти по начинающейся тут же тропе на север, огибающей с В садовые участки, у их северного края идет широкая, но не очень чистая В просека, которая должна вывести к пруду. Более чистые и надежные проходы туда возможно найти только заметно ЮВ, от ст.Чернецкое, что добавляет к маршруту еще не менее 3 км, по сути, убирая кратчайший путь через Никоново и оставляя только путь через Жохово.

Поэтому, не отвлекаясь более на "южный" вариант, даю детальное описание "северного": Зосимова Пустынь - Могутово - б.дер. Мачихино - пл.252 км - Косовка - Сахарово - Старогромово - Маврино - Никоново - Колхозная, 60-65 км.

До поля с дачами на месте дер.Мачихино нынче прошли почти оптимально. Миновав первые дачи, нужно повернуть налево (В) и пройти С следующих дач. Далее на В через полоску деревьев и кустов вдоль ручья выйти к следующей части поля и в ее ЮВ угол. В нем на В начинается лесной проселок, который вскоре выводит на вырубку. Идем вдоль ее правого края, входим в лес и тут же упираемся в чистую просеку СВ-ЮЗ, по которой смещаемся налево не более сотни метров. Там направо заметно продолжение проселка, вход на него с вырубки сейчас перекрыт лесным хламом. Первые три сотни метров проселка завалены и прослеживаются только по двум идущим неподалеку друг от друга старым колеям, но дальше он виден однозначно. Не зря ориентиром там мне служили лосиные следы на остатках снега: в спокойном состоянии эти крупные животные ходят по лесу по линии наименьшего сопротивления - хороший опыт для зверей под именем лыжники. Однако, кроме завалов в начале, на проселке много преград в виде наклоненных снегом молодых березок. Поэтому не исключен такой вариант: по просеке, если она чистая и дальше, на СВ до Окружной ж.д. не более полукилометра, причем по пути пересекаем еще просеку СЗ-ЮВ. Сворачиваем направо вдоль полотна, либо по просеке до пл.250 км, от которой идут тропы на Ю к садовым участкам, а вдоль ж.д. остается около 0,3 км до начала открытых мест. Вдоль ж.д. пройти, по-моему, можно, хоть и не без препятствий. Я ушел с лесного проселка направо через 1,5 км, против пл.250 км к показавшимся неподалеку дачам: вдоль их С края идет дорога, заборов там пока нет. От конца дач дорога, повернув налево, входит в лес и тут же выводит на поле. Когда справа вдоль леса начинаются следующие дачи, можно идти слева от дороги прямо к пл.252 км, но при тропежке удобнее будет сделать крюк по дороге: она пересекает железнодорожные пути возле В края платформы. За ж.д. полем на ВСВ в ясно видимый прогал внизу с одинокой березой посередине, за которым еще одно поле с низинкой ручья. Как я и предполагал, просеки между пл.252 км и Калужским шоссе для лы ж практически непригодны, по крайней мере, самая нужная, выводящая к полю перед шоссе между Семенково и Косовкой. С помощью ценных советов Саши Зайцева мне удалось отыскать эту просеку, но они послужили только настройке "автопилота": другое не работало, поэтому точно описать и повторить поиски просеки невозможно, да в этом и нет необходимости. Следует, не заходя в лес, просто идти полями на СВ через ручеек и верховья Мочи до небольшой ЛЭП между деревнями Свитино и Юрьевка слева (эта ЛЭП нанесена только на километровом атласе области), а затем по просеке ЛЭП на ЮВ, В и Ю. Здесь высокая вероятность лыжней благодаря близости Вороново и дома отдыха, по крайней мере, ближе к шоссе, где лесная просека стала чище, на ней были явно видны следы лыжни. Калужское шоссе следует пересечь между Косовкой с С и Семенково с Ю, причем Семенково слилось с дачной застройкой, а за его Ю околицей возвышается белое многоэтажное здание промышленного назначения. Складские строения за шоссе нужно оставить справа и идти через низину к узкому полю, глубоко вдающемуся в лес на ЮВ. От его ЮВ конца начинается чистая СВ просека, по которой зимой обычно бывает лыжня. По ней выйдем на трассу маршрута 19.10.02 в том месте, где тогда свернули с тропы из Воронова налево. Далее повторяем путь 19.10.02 мимо Сахарова, Старогромова до поля перед Маврино. Уходить, как тогда, направо по газопроводу не надо: лучше обогнуть Маврино слева, пересечь р.Волчек и идти полями на ЮВ и В на трассу окончания похода 11.01.03 (Крекшино - Львовская).

Остался открытым вопрос о месте привала. В середине апреля не было смысла заходить к бетонным колодцам у ручейка Ю Косовки, которые я изначально предполагал в качестве возможного источника воды. Выбрать оптимальное место привала там можно только зимой, когда я надеюсь совершить кольцевой поход из Воронова с заходом к ручьям и колодцам и прохождением просеки ЛЭП до Юрьевки в расчете на готовые лыжни.