К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

Ещё дополнение к плану на сезон 2003-04 гг.

Погода предоставила мне возможность пройти-таки нынче лыжный маршрут Турист - Рогачево, хоть и не в полном объеме. Если маршрут из Стреглова в Рогачево просто хорош, то из Туриста в Рогачево оказалс среди тех немногих, которые хочется пройти еще, тем более, что там осталось достаточно моментов, где трассу прохождения маршрута следует улучшить. Самое красивое там - после места привала на родниковом ручье 11-15 по каталогу: маленькие деревеньки по огромным холмам, поля и перелески, не испохабленные дачной застройкой (только несколько садовых участков примыкают к лесу у ЮЗ опушки между Эскино и Малыгино), изумительные пейзажи.

Пока могу дать улучшенное описание маршрута Турист - Сафоново - Турист с возвращением по своей лыжне, который был заложен в план на нынешний сезон, но не пройден из-за отсутствия снега 30.11.02, и уточнения к трассе маршрута Стреглово - Турист.

Начало от Туриста зависит от состояния р.Волгуша. Если есть уверенность, что река скована льдом, по тропе от платформы к поселку пересекаем Икшу и обходим меховую фабрику слева (кто ходит с группой несколько лет, может вспомнить, что именно так заканчивали 26.12.98 маршрут Морозки - Новокарцево - Турист, правда, уже в темноте). У пересечения Волгуши газопроводом перед впадением в нее Икши на генеральном повороте реки на С есть спокойный разлив, где она легко и прочно замерзает. Там же, в принципе, речку можно перейти по трубе газопровода, но идти зимой несколько метров над водой по широкой металлической трубе никак не могу рекомендовать. Если река течет, обходим меховую фабрику справа, вдоль ж.д., идем вдоль ведущей от фабрики асфальтированной дороги, пересекая ее, затем сворачиваем левее, на СЗ по низине с пятнами кустарника и приближаемся к садовым участкам на правом берегу Волгуши. Пройдя немного вдоль дач (там препятствий нет) переходим Волгушу по пешеходному мостику, их там, по-моему, даже два. Этот мостик (мостики) находятся менее чем в сотне метров южнее Ю края д.Круглино. Если условия благоприятствуют, можно пройти через Круглино, а затем подниматься вдоль дороги на Степаново (именно так шли в обратном направлении 26.12.98). Можно сразу подняться на З к садовым участкам, которые лучше, видимо, огибать слева, хотя мне удалось успешно пройти между садовыми участками. По-моему, с Ю обходила их и прокладывавшаяся там трасса "Лыжн России", которая затем довольно круто спускалась к Волгуше у ее пересечения газопроводом и поворачивала вдоль речки на С. Далее следует держаться возле леса слева к повороту дороги на Степаново и затем идти вдоль нее (или по ней), чтобы обойти Степаново возле деревни справа - слева оно довольно плотно примыкает к облесненным склонам долины Волгуши. На лыжах не рекомендую повторять наш путь 30.11.02 сперва по долине Волгуши, затем вверх, огибая Степаново слева: если подняться на крутой закустаренный склон долины и можно, то спускаться там, особенно в темноте, будет очень непросто. Обогнув Степаново, подходим к трассе небольшой ЛЭП и за низиной у опушки становимся на ее чистую просеку, по ней я все время шел по буранному следу. Повторяем путь 30.11.02, огибая Ольгово справа вместе с примыкающими к нему дачами. С вершины холма у Ольгово хорошо видно Селявино: перелесок между деревнями вырублен. Через Селявино можно будет пройти по дороге, а если она вдруг окажется в плохом состоянии, легко обогнуть деревню справа. По известному пути 30.11.02 через перелесок с истоками Дятлинки старым проселком к полю и вдоль опушки (лес справа) на ЗСЗ к шоссе. Дальше лучше пройти на СЗ и С вдоль шоссе, а затем, при возможности, воспользоваться дорогой к Сафоново: полукилометровый перелесок к полю с новой ЛЭП направления ЮЗ-СВ вдоль опушки оказался весьма трудным для прохода. Вдобавок, Ю часть полей у Сафоново застроена дачами, хотя почти все они легко обходились с Ю, садовые участки непосредственно у деревни упирались в лес. Надеюсь, что севернее, например, с пересечением деревни (она вытянута с С на Ю) удастся пройти лучше. От крайней ЮЗ точки поля надо идти через лес к ручью 11-15 на З, к Ю на поле урочища Коквино не нужно. 10 лет назад именно так прошли Булычев и К, а по их следам и мы с А.Молодецких. На сей раз я напрасно сместился три сотни метров к северному краю выступа поля, оттуда довольно быстро достиг низины ручья, но затем пришлось идти вдоль низины до начала в русле родников.

Я предлагаю продолжать маршрут выходом от привала на ЗСЗ к проселку Космынка - Эскино, по нему пройти до поля перед Эскино и затем повернуть по старому проселку на ВЮВ на Сафоново с целью просмотреть этот самый "узкий" участок трассы Стреглово - Турист: перелесок между полями у Эскино и Сафоново чуть более 1 км. После этого у Сафоново попадаем на собственную лыжню, по которой и заканчиваем маршрут, его протяженность составит около 50 км.

Задачу в районе места привала я полностью провалил, не сумев даже выйти на проселок Космынка - Эскино: очевидно, не учел смещения места привала несколько выше по ручью, чем 10 лет назад, а также отклонени верховьев ручья в лесу к В, потому прошел на З недостаточно для выхода на проселок и, не найдя его, пошел на С и СВ, выйдя через вырубки к низине с ручьем и садовыми участками между Эскино и Малыгино. Мне не удалось также проработать участок между Чайниково и Бородино, так как, пройдя Бородино, понял, что идти в Рогачево бессмысленно: там просто не будет снега, и вынужден был повернуть на ближайшее место шоссе Рогачево - Дмитров.

На маршруте Стреглово - Турист, попав на поля С Бородино, идем на Ю по дороге, либо полями вдоль нее слева. За Бородино надо свернуть налево к небольшому прудику в низине у опушки: за ним сперва вдоль ручья, уходящего вскоре в левую сторону, начинается довольно плохо заметный старый проселок на ЮВ, идущий по низине и выходящий на поле у Мотовилово уже на левой стороне низины. Дальше проще всего идти открытыми местами по прямой на ЮВ по широкой низине истоков Кимерши, оставляя слева деревеньки на холмах, сразу на расположенное на очередном холме Эскино, у подножья холма пересекаем гравийную дорогу направления ВСВ-ЗЮЗ. Если окажется удобным пользоваться дорогами, может иметь смысл идти через Турбичево: сперва по дороге от Бородино на Ю до места бывшей д.Романцево на середине поля, затем на ЮВ проселком через перелесок к полю перед Турбичево, а затем левее Турбичево к Эскино. Однако отображения этих мест на атласах области масштаба 1 и 2 км/см весьма существенно различаются.

Судя по расстоянию, приемлемым местом привала может быть ручей, вытекающий из пруда, по плотине которого идет дорога, это в 2 км перед Бородино. Не исключен также привал на истоках Кимерши перед Эскино, особенно при пути мимо Турбичева. Идеальный для привала родниковый ручей 11-15 расположен все-таки далековато от начала маршрута и к тому же несколько в стороне от его кратчайшей трассы. Впрочем, я надеюсь попасть в эти края еще нынче летом на велосипеде: там довольно много новых дорог, более точно отображенных на километровом атласе области, и собрать дополнительную информацию, одновременно покатавшись по одним из самых красивых мест области, где, правда, желателен велосипед с переключателем скоростей.