К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

Уточнения к плану на сезон 2003-04 гг.

Хочу внести существенное дополнение в последний из предложенных для обсуждения маршрутов: Стреглово - Аревское - Турист. Пока он был подан как проект на будущее. Однако теперь он обретает конкретные очертания, потому что на днях мне удалось, улучив момент, пройти первую половину маршрута: Стреглово - Аревское, уйдя затем на автобус в Рогачево. Не пройдена только относительно небольшая часть в середине маршрута: Чайниково - Бородино - Мотовилово (вариант через Турбичево кажется мне при взгляде на карту менее предпочтительным). Надеюсь, что группе удастся пройти этот маршрут, ибо среди всех однодневных лыжных маршрутов Подмосковья он вне конкуреции по эстетике, включая хорошо известные группе маршруты пл.91 км - Углынь - Полушкино, Покровка - Лесодолгоруково и Яхрома - Светогорово - Семхоз. Последний больше похож на него, потому что оба в заметной части проходят по сильнопересеченным северным склонам Клинско-Дмитровской гряды. Следует учесть только, что предлагаемый маршрут на несколько километров длиннее любого из указанных, но вряд ли он превышает по протяженности пройденные группой маршруты пл.90 км - Фрязино и Зосимова Пустынь - Лыковка - пл.66 км, где, правда, местность не столь пересеченная.

Итак, выверенное на собственной шкуре описание предпочтительной трассы прохождения маршрута. От СЗ края платформы Стреглово тропинка ведет к мосту через р.Сестру перед Акулово. Мне он не понадобился, так как Сестра была намертво замерзшей. Не входя в деревню, направо и затем полями на ЗСЗ к Санкт-Петербургскому шоссе правее околиц г.Клин, где я проявил неаккуратность, прихватив окраины города. Ориентиром служат многоэтажные дома на ЮЗ стороне шоссе, нужно держаться чуть правее их, переходить поблизости от них шоссе и направляться за ним к лесу через низину, к лыжням жителей Клина. Далее пользуемся этими лыжнями. Нужно идти по просеке небольшой ЛЭП на ССВ параллельно околицам города и затем повернуть в лес направо, чтобы после пересечения леса по лыжням, выйти к полям. Попытка воспользоватьс проселком на Золино, проходящим у северной окраины дач, не годится: сразу за дачами начинается проволочная ограда справа, вдоль нее пройти можно, но не нужно, потому что после того, как ограда резко повернула направо, я вышел на накатанные лыжни, одна из которых проходит вдоль опушки полей. Полями идем на В, держась ближе к Ю опушке, чтобы обойти с Ю обширные карьеры, находящиеся перед расширением полей, и направляемся к Напругово. Впереди обширный полевой участок, на котором два препятствия в виде глубоких оврагов с ручьями: сразу за Напругово и между Темново и Ананьино. Оба их лучше преодолевать, пользуясь дорогами: на километровом атласе области нанесены дорога от Напругово в Мякинино и проселок между Темново и Ананьино. Однако карты, с которыми я шел, не могли предупредить меня о пакостных оврагах. Вдобавок, я был на "рабочих лошадках" - лыжах Карелия - Carhu. Нанесенные на них парафин и мазь к тому времени сошли, а температура снега в затишье оврагов поднялась до нуля, и эти лыжи стали жадно хватать снег (свойство у них такое). Поэтому я без всяких проблем мог спускаться и подниматься по самым крутым склонам, вместо того, чтобы тратить время на поиск обходов. А при выходе на поле, где бушевал ветер, и температура снега была явно ниже нуля, снежная шуба отваливалась, давая возможность идти коньком, либо просто катиться, слегка работая палками, по мощному юго-западному ветру. Чтобы попасть на дорогу к Мякинино, лучше, вероятно, огибать Напругово с Ю (я обошел его с С). Далее пересекаем ручеек у Ю окраины Меленок, там оврага нет. Ельцово и расположенную за ним примыкающую к лесу ферму следует обходить по перелеску с Ю (с С обширная населенка). Мне очень не хотелось лезть в лес, где снег заметно проваливался, и я прошел через территорию фермы, ощутив прелесть фразы: "Хорошо в краю родном, пахнет сеном и г...". За фермой пересекаем шоссе, огибаем справа Темново, форсируем овраг перед Ананьино и поворачиваем на С к мосту через Лутосню у Мишнево. Пейзажи всюду восхитительны, слева все время маячит огромный холм у Спас-Коркодино, с которого открываются, пожалуй, самые впечатляющие в Подмосковье виды. Это я оценил два года назад, когда шел от Решетниково. Мишнево следует обогнуть слева и затем взбиратьс наверх к Чумичеву. Вряд ли есть смысл обходить Чумичево слева, сперва по низине, потому что там перед подъемом неприятная канава, а деревн мало обитаема, можно пройти через нее, либо, если возможно, катитьс по дороге на СВ. Вдоль этой дороги все равно придется пройти три сотни метров через лиственный перелесок, после чего перейти на ее правую сторону. Далее к Ивлеву поляны в лесу и поля, по которым проходим в ЮВ конец деревни. От поляны в сотне метров за деревней начинается старый проселок на ВЮВ, выводящий через 1,5 км к полю ЮЗ Аревского. В лесу надо быть внимательным: проселок хорошо виден не всюду, но поле перед Аревским начинает просматриваться слева уже на полпути, и если на поле идти явно лучше, чем в лесу, имеет смысл сместиться на него. Аревское нужно оставить слева, пройдя мимо остатков карьера с разрушенными строениями. После этого направляемся в левый угол поля перед глубокой низиной с ручьем, которую пересекаем по старому проселку. Далее проселок идет на В вдоль С стороны притока ручья, пересекает ЛЭП и поднимается выше на поле перед Чайниково.

Здесь мои познания маршрута прерываются. Два года назад я, правда, вышел в окрестности Бородино, но крайне плохо. Вероятно, лучше всего перейти Рогачевское шоссе с Ю от Чайникова и сместиться еще южнее, возможно, вдоль ЛЭП, до дороги из Новоселок на В. Затем по ней или вдоль нее через лес с вырубками и направо к пруду, после чего на ЮЮЗ, обходя Бородино слева (справа овраг). На ЮВ на Мотовилово должен быть старый проселок. Далее на ЮВ и Ю по красивой пересеченной местности на Эскино. От него на ЮЮЗ на Космынку ведет проселок (10 лет назад он был чистым), проходящий вблизи (чуть правее) родника 11-15. Этот родник был бы идеальным местом привала, но до него более 40 км. Впрочем, ручьев на маршруте более чем достаточно: верховья Кимерши между Мотовилово и Эскино, ручей с прудом перед Бородино, ручей сразу за Аревским, тем более, что указанный родник лучше оставить в стороне, пройдя от Эскино по показанному на карте проселку прямо на Сафоново. Выход от родника 11-15 на Сафоново может еще помнить Сергей Булычев, потому что 10 лет назад Андрей Молодецких и я попали к этому роднику по лыжне, проложенной небольшой командой под его предводительством. Остальная часть маршрута через Селявино - Жуково - Степаново на Турист не должна представлять сложности: значительная ее часть была пройдена группой 30.11.02 пешком.

Вспомогательные маршруты, прилагаемые к этому, полностью сохраняют свое значение. Во-первых, они достаточно интересны сами по себе. Во-вторых, их прохождение поможет избежать таких недочетов, которые сопровождают маршрут Зосимова Пустынь - Курская ж.д., а здесь их последствия могут быть гораздо неприятнее.

Аварийные сходы с маршрута: Рогачево, шоссе Рогачево - Дмитров, Ольгово.