К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

Предложения новых маршрутов на сезон 2003-04 гг.

Для обсуждения предлагаю более широкий, чем ранее, спектр маршрутов для пеших и лыжных походов с целью необходимых в ряде случаев их корректировки и уточнения; как обычно, * обозначает место привала.

Но прежде необходим краткий обзор предыдущих предложений, поскольку часть их остаются актуальными, а новые часто являютс модификацией или развитием прежних.

Пеший 1 Ворсино - пл.252 км реализован в полной мере 26.10.02, хотя привал у родников несколько ниже по Наре, как предлагалось, был бы более приятным.

Пеший 2 между Крестами и Курской ж.д. реализован 19.10.02 в варианте Вороново - Колхозная.

Хороший проект лыжный 1 Калистово - Осеевская оказался под вопросом из-за того, что минувшей осенью украли мост через Клязьму между Митянино и Осеево.

Лыжный 5 Зосимова Пустынь - Колхозная требует существенной корректировки по результатам нынешнего сезона.

Лыжный 6 Новоиерусалимская - Нахабино, рассчитанный на большое использование готовых лыжней, особенно в заключительной части маршрута, из-за многочисленности группы и большой разницы в силе ее участников считаю теперь малоактуальным. Тем более, что на этом маршруте в морозную зиму могут быть трудности с водой на привале.

Лыжный 8 Курсаковская - Радищево был включен в план в укороченном варианте пл.73 км - Поваровка (почему-то вместо Радищево), фактически 21.12.02 был повторен маршрут сезона 97-98 пл.73 км - Головково с выходом на Покровку.

Лыжный 9б Турист - Сафоново - Турист с возвращением по своей лыжне был из-за отсутствия снега пройден пешком в укороченном варианте Турист - р.Дятлинка - Яхрома; при переправе через Волгушу по льду гораздо лучше идти к ней от Туриста по левой стороне р.Икша.

Обновленные предложения:

Пешие
  1. Решение "проблемы Мащенок": Часцовская - р.Москва (Луцыно) - Портновская (или Часцовская, Звенигород)
  2. Барыбино - Хонятинский ручей - Михнево, на открытие сезона
  3. Луч - Арнеево - Авангард
  4. Весенняя - Свитино - Колхозна
  5. Селятино - Хмырово - Зосимова Пустынь
  6. Зосимова Пустынь - Латышска
  7. Ядрошино - Дубровское - Новоиерусалимска
  8. Головково - Клочково - Радищево (Поварово)
Лыжные
  1. Решение "проблемы 66 км": пл.66 км - Колхозная, либо встречным маршрутом пл.66 км - Весенн
  2. Пл.52 км - Чехов
  3. Вельяминово - Ананьино - Шугарово
  4. Зосимова Пустынь - Колхозна
  5. Садовая - Шапкино - Ворсино
  6. Миитовская - Звенигород
  7. Встречным маршрутом: Холщевики - р.Дубешня - Новоиерусалимска
  8. Пл.91 км - Хволово - Новоиерусалимская или - Тростенское озеро - Холщевики
  9. Головково - Клочково (Повадино) - Радищево
  10. Головково (Покровка) - Истринское вдхр. - Троицка
  11. Стреглово - Турист
Пешие
  1. Решение "проблемы Мащенок". В нынешнем сезоне, в отличие от прошлого, она приобрела объективную составляющую: плохое для лыж состояние просеки между Белозерово и дачным поселком. Идея была подана еще Дмитрием Морозом при обсуждении прохождения маршрута - осенью прочистить просеку, и конкретизирована мной благодаря нахождению родника на реке Москве близ Луцыно.

    Часцовская - Луцыно - р.Москва*, около 15 км до привала целиком по трассе лыжного маршрута с прочисткой просеки, при необходимости, потому что есть данные, что ее, возможно, кто-то уже почистил. В Луцыно мимо церкви проходим к реке и чуть выше у родника (9-17 в каталоге родников) делаем привал. После привала, в зависимости от состояния дел и потраченного времени, несколько вариантов. При недостатке времени выход на ст.Звенигород, например, по Клоповской просеке (не более 10 км). При необходимости, возврат на Часцовскую с доделыванием недоделанного утром или с инспекцией проведенной работы и одновременно запоминанием маршрута. Возможно также возвращение в "вольном полете" на Портновскую, например, через Ястребки - Мащенки - Угрюмово (то есть, ближе к Окружной ж.д.) - не более 15 км.

  2. Барыбино - Хонятинский ручей* - Михнево, 32-35 км.

    Красивый маршрут для открытия сезона, практически повторяющий маршрут открытия прошлого лыжного сезона (17.11.01), но пешком можно идти более прямо и больше лесами. От станции на В севернее шоссе, по мосту которого переходим Востец, на мост через Речицу между Кишкино и д.о.. Нудовку пересекаем между Мартыновским и Тютьково, ее форсирование вряд ли станет проблемой. Затем на лесной проселок от Мартыновского в Пестриково, левее (В) Пестриково и на Ю к истокам родникового ручья западнее Хонятино (в каталоге его пока нет), привал на красивых опушках чуть южнее, чем 17.11.01, до привала 18-20 км. Выход на Михнево по трассе 17.11.01 мимо Кишкино.

    Альтернативой на открытие сезона может стать маршрут Шугарово - Мурзино - Починки - Толбино - Жилево, испорченный в прошлом сезоне неудачным сроком (предзимье).

  3. Луч - Арнеево* - Авангард, 26-31 км.

    Бетонной дорожкой от Ю края платформы на Красные Орлы. Далее мимо Дидяково на Еськино - Плешкино, либо Верх.Пикалово - перекресток бетонки и нового Симферопольского шоссе, и к полям южнее Плешкино. Через Петрухино на Арнеево, южнее Арнеево привал близ родника 6-29 по каталогу, на Ю стороне Речмы там лес. До привала 16-20 км. На Авангард можно через Всходы, либо вдоль правого берега Речмы до нового Симферопольского шоссе и там азимут 280Ъ50Ъ0, лес легко проходим.

  4. Весенняя - Свитино* - Колхозная, самая поздняя осень, 25-31 км

    Как и 1, подчинен решению проблем лыжных маршрутов.

    В лесном массиве к З от Весенней зимой масса лыжней, прокладываемых жителями Климовска и Подольска. С них есть хороший проход на Ознобишино (окончание одного из стандартных маршрутов группы Ганелина). На ЮЗ путь труднее: я однажды прошел ЮВ стороной ручья к Сертякино, но из-за населенки этот вариант однозначно не рекомендую. В другой раз, проходя западнее, при попытке повернуть левее, я наткнулс на зону. Возможно, стоит пройти дугой, выгнутой к СЗ, чтобы попасть к Никулино, обойти его с З и на Сальково - Свитино. Просмотреть оптимальный вариант для похода на лыжах. Привал на З стороне Трешни (родник 7-6 в каталоге). До привала 15-18 км. Переход Трешни к привалу и от него по плотине в Свитино. От Свитино опушками на ЮВ к стандартной просеке на Колхозную.

  5. Селятино - Хмырово* - Зосимова Пустынь, 28-32 км

    От Селятино сразу на Ю в леса и на Долгино, через Пахру по мосту дороги Долгино - Федоровское, далее лесами на Хмырово. Привал к Ю от Хмырово (родник 7-9). До привала 15-19 км. Выход на Зосимову Пустынь возможен через Круги, но в этом случае целесообразнее финишировать в Бекасово, не переходя Окружную ж.д. вплоть до Бекасово-Сортировочная, а лучше идти через Голохвостово, там же пересечь Окружную до начала на ней множества путей и выходить на Зосимову Пустынь по СЗ просекам.

  6. Зосимова Пустынь - Латышская, 30-36 км.

    Начало по ЮВ просекам, как на лыжах, перед Могутовым под прямым углом по просекам на ЮЗ (в зависимости от состояния просек, можно идти и "уступами"), чтобы оставить зону у пос.Молодежный справа. К полям перед Слизнево, привал на ручье, текущем С его. Если ручей плох, на привал можно пройти к роднику 7-10, там с В стороны шоссе в сосновом лесу прекрасное место. До привала 18-22 км. Возле указанного родника, чуть выше по течению есть подвесной мост через Нару. От него на З в лес между дачами слева и промышленной застройкой Атепцева и примыкающими к ней дачами у реки справа. В лесу имеет смысл сместитьс на ЮЗ к газопроводу, потому что ближе к Наре могучие овраги. По трассе газопровода на СЗ и С через Киевское шоссе до больших ЛЭП направлени В-З на поле. Слева в перелеске под ЛЭП - дачи, их огибаем с С и вдоль опушки (лес справа) подходим к Латышской.

  7. Ядрошино - Дубровское* - Новоиерусалимская, 26-32 км.

    На Ю к Волоколамскому шоссе, только не нужно смещаться ближе к Москве, там могут помешать пройти большие дачные поселки. Мимо Веретенок, через новое Рижское шоссе на Ю, найдя просеку. Примерно в 3 км южнее шоссе повернуть на В к шоссе вдоль Малой Истры. Через нее (там достаточно мостиков, в том числе где-то вблизи Хволова). Потом примерно вдоль трассы ЛЭП на СВ и В. Привал у родника 9-10 (крутой склон, обращенный к ЮЮЗ с массой дров). До привала, ориентировочно, 17-22 км, в зависимости от заложенной дуги. Далее на В через лес по просеке ЛЭП и в том же направлении до Крючкова, за которым поворачиваем на С и мимо Рожнова входим в лес по низине, тропа вдоль нее приводит к мостику на Ю излучине Малой Истры. До станции остаетс менее 2 км по лугу и мосту заброшенного участка Волоколамского шоссе через Маглушу.

  8. Головково - Клочково* - Радищево (Поварово), 30-35 км, предзимье, так как при наличии снега маршрут интересен и на лыжах.

    На Ю и ЮВ, возможно, по трассе газопровода, по пути нужно обойти небольшие зоны. Мимо Обухова, через Истру по мосту шоссе Солнечногорск - Крюково. Далее на ЮЮВ к родниковому ручью среди красивых лесов (10-7 в каталоге), по дороге могут быть трудности с форсированием болот в долине Катышки. До привала на ручье 17-20 км. Наиболее простой выход на В в Поварово (около 8 км преимущественно открытыми местами). Гораздо интереснее выходить на Радищево лесами: сперва на Ю в обход Клочково и Задорино, затем на В через верховья Радомли. Через Окружную ж.д. близ ст.Поварово III и лесами к пересечению Санкт-Петербургской ж.д. с бетонкой, за которой платформа. Выход на ст.Поваровка хуже из-за большой населенки перед ней. Следует учесть, что после привала почти все открытые места вдоль маршрута застроены дачами, а в лесах нередки небольшие труднопроходимые болота.

Лыжные
  1. Решение "проблемы 66 км". Пл.66 км - истоки Востеца* - Колхозная, 38-44 км, либо пл.66 км <--> Весенняя через истоки Трешни*, 42-50 км.

    Последние три года подряд группа не может в темноте нормально выйти с Киевской дороги (Ворсино, Зосимова Пустынь) на Курскую (Чепелево, последние два года - пл.66 км), хотя несколько лет назад Саша Зайцев прекрасно провел группу в составе 3 человек от 66 км на Скурыгино, а позапрошлой осенью я очень легко и быстро практически повторил этот путь пешком. Начало этого пути, несомненно, надо использовать, а дальше ориентироваться по обстоятельствам.

    Второй момент связан с тем, что очень желательно решать "проблему 66 км" встречным маршрутом, но я не знаю места привала, равноудаленного от пл.66 км и Колхозной. Вот если на пешем маршруте 4 удастся найти хорошую трассу для похода на лыжах от Весенней до Свитино, однозначным местом привала становятся истоки Трешни, где обедали 19.10.02. В противном случае, заканчивая маршрут в Колхозной, имеет смысл делать привал у большого пруда в истоках Востеца (от этого места после маршрута Крекшино - Чепелево с Андреем Молодецких у мен остались самые приятные впечатления), заход туда вполне может пригодиться на маршруте Зосимова Пустынь - Колхозная.

    От Ю края пл.66 км натоптанная тропа на ЮЗ выводит к мощной ЛЭП, где дорога с нее чуть левее сворачивает на З к дачному поселку (все это, кроме тропы, есть на километровом атласе области, хотя на нем положение платформы указано неверно - на 1,2 км севернее фактического). Свернув к дачному поселку, я перед воротами начал обходить его справа и тут же попал на чистую В просеку, вход на которую, однако, почти не заметен (зато она есть на том же атласе). Она скоро вывела к следующим садовым участкам слева, заезд к которым, однако, уже со стороны полей с Ю. Именно через эти участки мы шли на лыжах с Зайцевым к полям, и я повторил этот путь, преград там оба раза не было, но не факт, что они не появились позднее. Поэтому, если возможно, пройти по просеке на З до полей. Однако направляясь к Скурыгино полями, попадаешь в их СЗ угол, который интенсивно застривается дачами, сейчас это стало чревато преградами, поэтому полями вдоль их С опушки нужно идти лишь до проселка Б.Петровское - Панино с электролинией сразу за одним из истоков Челвенки, наиболее заметным, в самом северном участке полей. Именно на этот проселок мы вышли 1.03.03, и по нему достаточно сместиться с поля чуть к С до просеки на З, после чего до Скурыгино повторяем путь 1.03.03 в обратную сторону. Из деревни выходим на З сразу после пересечени истоков ручья по мостику и идем на З вдоль опушки до просеки газопровода, которая ведет на ССЗ к Окружной ж.д., справа остаетс массивная дачная застройка вокруг Слепушкино.

    От пересечения Окружной ж.д. два варианта. При выходе на Колхозную идем к привалу в истоках Востеца дальше по трассе газопровода. До привала 20-25 км, в зависимости от пройденного пути, причем решающее значение будет иметь не столько его километраж, сколько качество. От этого места привала до Колхозной несколько путей: через Никоново, либо по дороге от Чернецкого до Жохова, если она пригодна для движения на лыжах, затем полями, либо целиком по пути 19.10.02. При встречном маршруте в Весеннюю, огибаем Чернецкое с СЗ (там преград нет) и выходим на место привала в истоках Трешни. Остается только группе, идущей от Весенней, найти путь от Свитино к месту привала, что, возможно, проще всего сперва по льду прудов на Трешне, а затем по дороге, огибающей Жохово с З.

  2. Пл.52 км - Мансурово - Ведищево* - Чехов, 42-50 км.

    В первой половине маршрута много полей, поэтому он предпочтителен во второй половине сезона.

    Мимо Данилово через новое и старое Каширское шоссе в район Юсупово. Далее через перелесок к Мансурову, окруженному дачами, и правее их к Степыгино. На ЮЗ мимо Максимихи через два шоссе и два полотна ж.д. к Ведищево, между Ведищево слева и дачами справа к верховьям Люторки на привал ниже дач у леса справа. До привала 25-28 км. Далее путь описан в прошлогоднем лыжном проекте 3.

  3. Вельяминово - Ананьино* (Канищево*) - Шугарово, сколько набегаем, от 35 до 80 км.

    Этот проект еще более полевой, и существует он лишь в форме идеи, уверенная конкретизация которой, боюсь, возможна лишь на местности. Отчасти ей может помочь пеший поход 3 из прошлогодних проектов: Привалово - Канищево - Шугарово.

    Начало от платформы на СЗ по тропе к Юрьевке, затем на З через новое и старое Каширское шоссе на поля. Выбор дальнейших вариантов зависит полностью от погоды. Наиболее короткий - на Ю полями вдоль ЛЭП и через Окружную ж.д. в районе пл.312 км к полям у Глотаево. Далее на ЮЮЗ мимо Михайловского. Самый длинный вариант, целесообразный в "настовую" погоду, когда с утра мороз и наст, а днем выше нуля, - на З через красивую лесную перемычку с ручейком, мимо Острожек, Мансурово, максимальная дуга мимо Максимихи - Щеглятьево - Коченягино - Михайловское. Разумеется, возможна масса "промежуточных" вариантов, а от Максимихи можно убежать и в Чехов по готовым лыжням (см. предыдущий проект). Главная проблема, решения которой я пока не знаю - обход Полушкино, со всех сторон обстроенного огромными дачными массивами. Если планировать привал на родниковом ручье, текущем от Ананьино к Дубечено, целесообразно пытаться обогнуть Полушкино с З. В очень теплую погоду хорош привал у родника в Канищево (6-18), оттуда около 10 км до Шугарова можно доползти и по полностью раскисшему снегу. Но чтобы попасть туда, возможно, следует огибать Михайловское с С и В и далее идти мимо Ольгина, Ивановского.

  4. Зосимова Пустынь - Колхозная, 60-70 км.

    Этот маршрут подробно описан в прошлогодних проектах, поэтому здесь имеет смысл лишь внести коррективы по итогам нынешнего сезона.

    Нынче был частично воплощен предложенный мной "южный" вариант. По данным А.Тониса, протяженность маршрута превысила 70 км, при этом выход на Колхозную никак не короче. Вдобавок, не вполне ясен путь от Богоявления до Чернецкого и совсем неясен от Роговских полей до Богоявления. Все это можно выяснить пешим походом, планируемым мной на весну, от ст.Кресты через Спас-Куплю - Богоявление - Алексеевку с привалом у родника 7-8 - истоки Востеца на Чернецкое (пл.277 км). Приглашаю в этот поход всех желающих, электричка с Киевского вокзала 7.25 на Нару с пересадкой в Бекасово. Окончательное решение о дне похода принимается в традициях группы "кошка, которая гуляет сама по себе", активно действовавшей с 1989 по 1992 гг., то есть, как правило, накануне вечером.

    Заявленные 60 км реально могут получиться лишь в "северном" варианте, то есть через пл.252 км, заключительная часть которого была проработана 19.10.02. Здесь остаются не вполне ясными участок от мачихинского поля до Калужского шоссе и место привала. От полей у бывш. д. Мачихино до полей перед пл.252 км на карте есть старый проселок, но вблизи Окружной ж.д. там могут помешать дачи. От пл.252 км, вполне возможно, удастся воспользоваться дорогой до д.Свитино, а далее просекой ЛЭП, тем более, что возле Воронова могут быть лыжни дома отдыха. От ручья Ю Косовки, возможного как место привала, легко пройти на ЮВ в сторону дач перед Варшавским шоссе, перед которыми начинается СВ просека, часто с лыжней, по ней попадаем на трассу маршрута 19.10.02. Короче от пл.252 км к Семенкову перед Калужским шоссе можно пройти на В по просекам, но я сильно сомневаюсь в их состоянии. Прояснить все это, в том числе и место привала, может пеший маршрут: ст.Мачихино - поле - пл.252 км - Семенково - Вороново, либо ст.Кресты, выходные данные маршрута те же. При желании, один из этих маршрутов можно включить в план на осень, тогда существенная часть группы будет легко ориентироваться в трассе лыжного маршрута Зосимова Пустынь - Колхозная. Окончание его при "северном" варианте можно сделать еще короче: выйдя на поле перед Маврино, пройти севернее деревни на трассу окончания нынешнего маршрута Крекшино - Львовска через Никоново.

  5. Садовая - Шапкино* - Ворсино, 45-50 км.

    Маршрут Садовая - Ворсино, оставивший нынче не очень хорошие впечатления из-за плохого состояния просеки газопровода, хоронить явно рано, достаточно лишь изменить среднюю часть маршрута, причем изменение вполне очевидное. Выйдя на поля перед шоссе Наро-Фоминск - Верея, продолжаем путь вдоль ЛЭП, с которой уходим перед Шапкино вправо в лес на дорогу, ведущую к дачам в сторону Порядино. Основна дорога уходит, не выходя к полям, к дачам влево, но есть проезд и к дачам на Порядинских полях. Единственная проблема - пересечь в Ю направлении Порядинские поля, застроенные дачами, чтобы попасть к уходящему на Ю проселку в Митяево, на который мы вышли нынче, бросив после обеда трассу газопровода. Основной заезд в эти дачи мы также нынче пересекали - он идет от бетонки. Другой заезд, более новый, со стороны Шапкино, и я надеюсь, что дачи не смыкаются. Поэтому, выйдя к открытым местам с дачами, следует попытаться обойти их слева, надеюсь, это удастся. Второй вопрос - место привала. На маршруте Дорохово - Башкино в сезоне 96-97 мы делали привал на притоке Шатухи близ Бельково, там же ранее обедали первооткрыватели этого маршрута, Андрей Молодецких и я, но при выходе в Ворсино это явно рано, тем более, что мы с Андреем начинали от Партизанской. Родник на Плесенке (8-7) расположен непосредственно в деревне. Вариантом может быть Плесенка между Новоникольским и Плесенским, на километровом атласе к В от ЛЭП там обозначен перелесок. Но я надеюсь больше на ручей, который ЛЭП пересекает после дороги в Восточный, затем его нам нужно будет пересечь еще, как раз у леса СЗ Шапкино.

  6. Миитовская - Звенигород, ? км, но не более 50.

    Как и в случае 3, предложение на уровне идеи. Она состоит в маршруте, аналогичном некогда популярному Снегири - Скоротово, сейчас почти заброшенному из-за дачной застройки возле Лужков перед Истрой, застройки просеки ЛЭП после Беляны и отсутствию моста через реку Москву в Дунино, хотя Софронов по-прежнему ходит маршрут Часцовская - Звенигород - Снегири - Радищево.

    У З края пл.Миитовская пересекаем ручей и начинаем на ЮЗ по просеке газопровода. Первый вопрос - можно ли пересечь Истру, если она не замерзла, между устьем Грязевы и Лужками по мосту. Другой вариант, даже лучший, поскольку первый коротковат, - воспользоваться мостом нового Рижского шоссе или подвесным против Тимошкино, для чего перейти Грязеву по мосту в Зеленкове и обогнуть по левому берегу Истры Павловскую Слободу (несколько подвесных мостов ниже ее практически разрушены). В этом варианте попадаем к лесному массиву к Ю от Чеснокова, где нередки лыжни, прокладываемые либо обитателями Николиной Горы, либо отдыхающими. Вдоль этого лесного массива, либо по "буранным" следам на полях южнее или севернее, двигаемся к З и перед Звенигородом подворачиваем к реке Москве. Кому не хватило, могут продолжить путь до Часцовской. Остается вопрос о месте привала, на ручей к З от Чеснокова надежды мало, особенно в мороз. Но всегда можно ради комфортного обеда сделать заход на С к Беляне, поскольку маршрут невелик.

  7. Холщевики <--> Новоиерусалимская через р.Дубешню*, 44-50 км.

    Аналог маршрута Часцовская <--> Рижская ж.д. без его двух существенных недостатков: "проблемы Мащенок" и форсирования реки Москвы, которое может заметно менять планы. Эту идею я, по-моему, уже излагал, и нынешний поход Новоиерусалимская <--> Часцовская только подчеркнул ее достоинства. "Северная" группа нынче прекрасно прошла от Новоиерусалимской к Хвощинке. Остается только вместо смещения на В к Хвощинке, продолжить чуть на Ю и повернуть на З к Дубешне у поля В Дяденьково, там есть прекрасные чистые просеки. Встречная группа проходит от Холщевиков на Завязово через Сорокино или Меры с минимальной лесной частью и через Дяденьково к полю у Дубешни. Привал на Дубешне (9-18 в каталоге родников, но Жора Толасов знает у этого поля более существенные родники).

  8. Пл.91 км - Тростенское озеро - Холщевики или пл.91 км - Бутьково - Хволово* - Новоиерусалимская, 45-52 км.

    В прошлогоднем предложении 7 изложен первый вариант: Мамошино - Городище - Тростенское озеро - Онуфриево - Юркино* - Львово - Пирогово - Холщевики. Есть второй: от Городища двигаться вдоль Рижской ж.д., в идеале, в Новоиерусалимскую, где много электричек, причем в окрестностях Городища обильной дачной застройки, как я установил минувшей осенью в велосипедном походе, нет, местность там вполне проходима. Сперва идем на Бутьково, причем севернее идти туда нельз из-за зон и обилия дач. Продолжаем путь на В к Молодильне и затем на ЮВ к Малой Истре у Хволова. Похоже, однако, леса между Молодильней и Малой Истрой не имеют проходимых просек (полезным тут может оказатьс пеший поход 7). Поэтому может быть лучше обогнуть Молодильню открытыми местами мимо Алексеевки и Корсаково, не смещась южнее: возле Алексеевки и Петрово находятся обширные карьеры. К Хволову, возле которого мощный родник (9-21), может оказаться лучшим на лыжах путь с Ю через Пирогово, до Хволова около 30 км. Деревушка практически заброшена, поэтому возможен привал в лесу рядом с ней. Путь от Хволова до Новоиерусалимской описан в пешем маршруте 7 и составляет 17-22 км. Протяженность маршрута и место привала целиком определяются погодой и состоянием снежного покрова: при очень низкой скорости движения можно делать привал на Молодильне и выходить в Ядрошино или на пл.73 км, возможен также привал в Хволове с выходом в Холщевики.

  9. Головково - Клочково* (Повадино*) - Радищево, 30-40 км.

    Лыжный вариант пешего маршрута 8, который надо ставить на границу сезонов. Варианты удлиннения при необходимости не составят труда, например, привал можно делать на родниковом ручье, текущем западнее Повадино.

  10. Головково (Покровка) - Истринское водохранилище* - Троицкая, 48-56 км.

    Маршрут с максимальным использованием Истринского водохранилища и привалом на его берегу в самой ЮВ части (описан в прошлогоднем проекте 8).

    Возможно начало от Головкова по трассе предыдущего маршрута с выходом на лед З Меленок, либо от Покровки с использованием дороги и выходом на лед на заливе Катыша. Также возможен более короткий выход на Новоиерусалимскую с одновременным пересечением р.Истры и шоссе по мосту, несколько лет назад мы проходили так с С.Николаевым, но мне вспоминаются некоторые трудности при этом. Выход в Троицкую идеальный, но для его осуществления необходимо после привала обогнуть с СВ глубочайший овраг ручья, текущего мимо Полевшино. Я пока точно не знаю, как это лучше сделать, и как миновать обширную дачную застройку к Ю от Раково. Лучше всего было бы сделать последнее с ЮЗ и затем использовать ЮВ просеки, а после пересечения верховьев ручья идти по проселку в сторону Полевшино и на Ю. Пересекаем шоссе. Следует учесть обширную дачную застройку З Ермолино. Нынче я обогнул Андреевское с дачами по опушкам с СВ, а через дачи З Ермолино прошел по дороге. Возможно, удобнее пройти восточнее опушкой поля перед Сокольниками, но следует учесть еще овраг к Песочной между полями у Сокольников и Ермолино. От Ермолино я удобно прошел на ЮЮЗ, огибая дом отдыха с З (там много лыжней), пересек следующее шоссе у З околицы Рычково, чуть восточнее скатился к Песочной по дороге к дачам на ее В берегу, за мостом перед дачами прошел направо через ручей, к Ю от которого обилие лыжней, прокладываемых жителями Истры. По ним выходим на ЮЗ к полям, налево по опушке до ЛЭП и по ее просеке на В, там дачи, но они проходу не мешают, до дороги, ведущей от этих дач на Ю к Волоколамскому шоссе вдоль небольшой ЛЭП. За шоссе вдоль ЛЭП ведет дорога на Ю к следующим дачам, в месте ее поворота направо сходим с дороги и продолжам путь на Ю по лыжням, приводящим мимо кладбища к В концу платформы (окончание одного из стандартных маршрутов группы Рыжавского).

  11. Стреглово - Турист, прошлогодний проект 9 со всеми сопутствующими предложениями.

Сергей Смирнов, 17.03.03.