К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

Три маршрута для "симфонии звенящего наста"

Они, кроме, может быть, менее обязывающего первого, как минимум, не хуже описанного Антоном Нестеровым маршрута пл.109 км - Шемякино. Два предварительных замечания.

1. Маршруты 2, 3 и вариант 1-го пройдены автором около 10 лет назад, поэтому на местности не исключены изменения типа новых дорог, садовых участков или выросшего кустарника.
  2. Следует учитывать, что на маршрутах 1 и 2 вблизи Москвы-реки (после Рязанского шоссе) и на маршруте 3 на Клементьевских полях всегда существенно меньше снега.

Значком (*) отмечено место привала.

1. Пл.52 км Павелецкого направления - пл.88 км Рязанского направления, 60-65 км.

Нитка маршрута: пл.52 км - Шахово - Вертково - Пестовка – Левино - Аргуново - (Костино - Петровское) или (перекресток бетонки и Рязанского шоссе - Муромцево) - пл.88 км.

У пл. 52 км (ее местоположение на картах Московской области, за исключением атласа масштаба в 1 см 1 км, указано неверно - на 1 км севернее действительного), направляясь на В, пересекаем железнодорожные линии и мимо кирпичного домика и огорода по тропинке, принимающей в перелеске за ним направо, выходим через 0,4 км к полю, застроенному дачами. По дорожке на В, слева от которой старые садовые участки, через 0,2 км приходим к СЗ концу д.Бехтерево. От него следуем полем на В, пересекаем железнодорожную ветку и асфальтированную дорогу и, обогнув с С д.Шахово, чтобы попасть на мостик через овраг в балке за Шахово, продолжаем путь полями на В, оставляя справа перелески и дер. Юдино. Против нее поворачиваем на ЮВ, чтобы попасть в узкий полевой проход в сторону р.Северки, за которой видно с.Введенское. Скатываемся в этом направлении к ручейку - притоку Северки, который удобно перейти по мостику вблизи устья. От него поворачиваем вновь к В и принимаем несколько левее, на более возвышенные места, чтобы обойти с С Вертково. За Вертково следуем далее на В вдоль дороги к садовым участкам, чтобы следующий овраг перейти по мосту к ним. За мостом принимаем левее полем, оставляя справа карьеры с садовыми домиками и д.Торчиха возле реки, и направляемся к перелеску на левом берегу против Корочарово высоко над рекой на ее другой стороне. Места здесь исключительно красивы. Приток Северки Гнилуша обычно замерзает, и ее удобнее всего перейти перед устьем, южнее Пестовки, но если погода не позволяет на это рассчитывать, отходим от Северки и держим путь на СВ: против СЗ края Пестовки есть мостик из толстого бревна с перилами. Далее катимся обширными полями на В левее Липкино, через низину с ручейком, асфальтированную дорогу за ней и далее на ВЮВ (А 115). Слева видна ферма в Б.Ивановском, а справа большое с. Никоновское. Направляемся южнее конца леса слева, в который входит шоссе из Никоновского. Пересекаем сперва его, затем вскоре большое шоссе Малино - Бронницы у развилки на Троице-Лобаново и огибаем лес за ним с Ю.

Если нет идеального наста, иногда может быть удобно воспользоваться дорогой, ведущей от шоссе Малино - Бронницы на В в Семеновское. Тогда лучше пройти вдоль шоссе от Никоновского к перекрестку, возле которого справа свалка. От перекрестка начинается дорога в Семеновское, идущая сперва лесом, по которой движения машин почти нет, и по ней в подходящую погоду можно быстро скользить на лыжах. Путь лежит на В мимо Левино (справа) до Семеновского (9 км от шоссе Малино - Бронницы), которое оставляем слева и направляемся к углу перелеска с еловой посадкой возле ручья в канаве, где возможен привал: позади несколько больше половины пути. При надежном насте следуем через шоссе Малино - Бронницы, как описано выше, за ним обширными полями в 1,5-1 км южнее, но сильнее к Ю смещаться не следует: там больше оврагов с ручьями и дачных поселков. Здесь же единственный ручей течет на Ю от Левино, он как правило, замерзает, на всякий случай в 1 км Ю Левино есть плотина пруда на нем. Двигаясь далее на В, проходим между Семеновским с С и перелеском южнее, затем огибаем с Ю садовые участки и поворачиваем левее, на СВ, чтобы оставить Аргуново справа, а перелесок с лесопосадками - слева. Дальше, перед Рязанским шоссе и после него довольно много ручьев, прудов и перелесков, а соответственно, и возможностей для привала, что очень удобно в весенние дни, когда наст днем оттаивает, и скорость движения на лыжах существенно падает, в этом случае до привала целесообразно преодолеть основную часть пути. Двигаясь на СВ, оставляем справа Степановское с высокой колокольней. После этого вновь поворачиваем к В, пересекаем пруд и от него опять идем на СВ, чтобы перейти Рязанское шоссе в 1 км СЗ Никитского. Продолжаем движение на СВ, параллельно ручью, текущему от Никитского, держась от него на расстоянии, чтобы не попасть в идущие к нему овраги. На В резко поворачиваем только перед лесом и пересекаем ручей по пруду за дер.Костино. Теперь путь лежит на В и ЮВ вдоль небольшой ЛЭП и параллельно красивой опушке леса слева. Я, начав от ст.Белые Столбы, сделал привал в исключительно красивом месте, где в лес входит ручей, текущий с ЮВ от Муромцево на ССВ, в сторону Вертячева, после 50 км пути и в 14 км от финиша. Далее целесообразно пересечь долину этого ручья, когда кончаются перелески с С от него, и идти южнее Петровского полями по самым возвышенным местам к В, постепенно приближаясь к бетонке, при этом вершины оврагов остаются слева. Перед рекой Москвой бетонку пересекает местная дорога по эстакаде, видимой издалека. Направляемся прямо в образуемую ею арку, где снимаем лыжи и переходим по мосту реку. При желании можно вновь встать на лыжи сразу за мостом, спустившись направо, и по дняться от реки по застройке сельского типа до отходящей от шоссе асфальтированной дороги в Воскресенск, но проще пройти по бетонке еще несколько сот метров и, миновав дома и эту асфальтированную дорогу, встать на лыжи за ней. Движемся по лыжням и тропинкам вновь на В, вскоре пересекаем старую бетонку и попадаем в парк г.Воскресенска. По нему еще около 2 км на В, перед платформой 88 км около 0,3 км застройки сельского типа.

При обеде у Семеновского может быть целесообразен более прямой путь далее: у Аргуново не поворачиваем к СВ, а продолжаем путь прямо на В, деревню обходим с любой стороны или проходим через нее и движемся далее на В полями чуть севернее перекрестка Рязанского шоссе и бетонки. Единственным препятствием тут могут оказаться, возможно, построенные за последнее время дачи. При необходимости с этого перекрестка нетрудно уехать в Воскресенск. Шоссе пересекаем в 1 км СЗ перекрестка и далее идем параллельно бетонке в 1-0,5 км от нее мимо Муромцева. Через 3 км после Муромцева открывается вид нужной арки над бетонкой, все овраги при движении через Ю околицу Муромцева остаются слева.

2. Михнево - Пески, около 80 км.

Нитка маршрута: Михнево - Лаврентьево - Уварово - Бабеево - Леонтьево - Пасыкино - Захарово - ЛЭП (*) - Непецино - Черкизово - Пески.

Этот маршрут описан мной в книге "Маршруты Подмосковья", 1993 г., составитель Г.Я.Рыжавский (М 356, стр.241-242), в варианте от Шугарова. Начало от Михнева заметно удобнее из-за отсутствия необходимости форсировать р.Каширку, хотя и удлинняет маршрут примерно на 4 км.

От Ю конца платформы на ст.Михнево чуть вперед, под трубу и налево по Заводской улице всего 0,2 км до поля у бетонной ограды слева. Далее на ВЮВ к лесу и вдоль опушки по мосту через низину, через пути Окружной ж.д. и через низину правее дач. Теперь полем на ЮВ к лесному мысу, через бетонную автодорогу, на ЮВ между Лаврентьево справа и перелеском слева. На ВЮВ через полевые низинки левее Уварово к следущему мысу леса слева, на В левее Секирино и через низину у опушки леса слева. Далее маршрут подробно описан в книге, что избавляет от необходимости повторять описание здесь.

3. Дубосеково - Кукаринская (Бородино), 75-80 км.

Нитка маршрута: Дубосеково - Васильевское - Куликово - Бутаково - Лашино - Рузское вдхр. - Сорочнево - Вараксино (*) - Сельцо - Шебаршино - Ратчино - Холдеево - 1 Мая - Александрово - Кукаринская.

От платформы идем вперед по ходу поезда, миновав забор, сворачиваем влево (Ю) и скатываемся к р.Ламе, от нее поднимаемся к Васильевскому, в том же направлении минуем по проселку низинку с ручейком, продолжая движение на Ю, спускаемся в широкую долину р.Волошни с большим прудом слева и поменьше справа. Через Волошню есть мостик у СВ околицы Куликово, можно пройти и левее по плотине через Таболово. Теперь на ЮЮЗ параллельно дороге. За маленьким перелеском большое село Судниково, которое огибаем слева и продолжаем путь на Ю мимо Карабузино слева. Дальше на Ю за холмом - Бутаково на берегах ручья Педни. С поля за его ЮЗ околицей просматривается на Ю прогал вдоль низины со старым проселком, слева вырубка. По прогалу выходим к полям перед Рузским водохранилищем. Идем правее оврага, правее Лашино переходим шоссе Руза - Осташево (20 км от Дубосеково), скатываемся на ЮВ к водохранилищу и через открытый мыс держим путь на высокий островок, поросший деревьями. От него на Ю входим в залив устья Правой Педни, двигаясь по нему, через 3 км проходим под мостом автодороги. Здесь подпор водохранилища почти исчезает. Немного дальше слева - устье ручья. С Педни уходим еще чуть дальше, где реку пересекает небольшая ЛЭП. По просеке этой ЛЭП через 6 км пути на Ю можно выйти к Клементьевским полям у д/о Лесное, сократив путь примерно на 2 км, но в этом случае в стороне остается неплохое место для привала, к тому же по просеке могут быть овраги. Поэтому, поднявшись по просеке на правый (левый по ходу) берег Правой Педни, направляемся на З лесной дорожкой вдоль него, вскоре выводящей к полю с дер.Рябцево справа. Пересекаем поле на ЮЗ, там в лес входит тропинка к месту прикорма животных, чуть дальше в том же направлении попадаем к просеке вдоль канавы и, свернув по ней направо, выходим к полю вокруг дер.Сорочнево. Теперь на Ю к выходящему из Сорочнево проселку, вдоль которого идут ЛЭП и электролиния. Проселок через 1,5 км приводит к дер.Вараксино. На ее южном краю у ручья колодец на роднике. Здесь удобно взять воду и пройти на привал по пр оселку через ручей и небольшое поле на ЮВ к хвойному лесу. До привала от начала маршрута около 40 км.

От места привала на Ю выходим к обширным Клементьевским полям и на ЮЮВ к мостику через Пожню на З околице дер.Сельцо. Перейдя Пожню, вновь на Ю к Исконе у Шебаршино. Искона обычно замерзает, ее пересекаем по льду или мосту в Шебаршино и, обойдя Шебаршино слева, направляемся на ЮВ мимо 4-ой фермы совхоза "Клементьево" к С околице дер.Ратчино, где пересекаем шоссе и по его мосту еще одну Педню. От Ратчино лучше идти на Ю вдоль трассы газопровода слева от шоссе через перелесок, за которым круто поворачиваем на ВЮВ мимо пионерлагеря в красивом сосновом лесу слева к С околице Гавшино и далее на В правее Долгинино к шоссе Можайск - Руза у карьера и автобусной остановки, а от ее павильона вдоль проселка к Холдеево на берегу р.Москвы. Чуть короче сразу свернуть от Ратчино на В мимо мыса леса на холме к Исконе, вдоль ее берега пройти мимо Долгинино к мосту на шоссе Можайск - Руза, а от него к Холдеево, но вдоль Исконы не менее километра леса.

В дер.Холдеево переходим Москву по подвесному мосту, за ним лучше всего направляться на ЮЮВ к Ю околице дер. 1 Мая. Обогнув деревню, направляемся в ЮЮЗ угол поля через дачный поселок и справа от него по лесу (там бывает лыжня) либо, если возможно, обогнув эту часть дачного массива слева, вдоль низинки. Лесная дорожка на ЮЮЗ через 1 км выводит вновь к полю. По нему на ЮВ к Александрово. Необходимо пройти через деревню, чтобы на ее ЮВ околице пересечь не замерзающую р.Ведомку по шоссейному мосту. На ЮЮЗ по дороге или полем к дер.Шиколово, от З края которой тропинка ведет к Кукаринской.

Выйдя на Клементьевские поля от Вараксино, заманчиво финишировать на ст.Бородино, путь туда на 2-3 км короче, проще и красивее, чем в Кукаринскую, однако там существенно меньше электричек. Трасса на Бородино: на Ю к мостику через р.Пожню на проселке между Маклоково с В и большим селом Настасьино на З, далее на Ю мимо дер.Холм на высоком одиноком холме к р.Исконе у дер. Ханево или Перещапово, далее на Ю мимо Белей и массивов садовых участков к СВ от Красновидова, через шоссе к Можайскому водохранилищу. Водохранилище пересекаем на ЮЗ, чтобы подняться от него правее устья р.Колочи у Старого Села и пройти дальше полями на ЮЮЗ к с.Бородино, где пересекаем старое Смоленское шоссе, а за ним по мосту шоссе к музею - Колочь, после чего следуем через Бородинское поле мимо главного памятника и на ЮВ левее Семеновского к пристанционному поселку.