К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

Предложение марштрута: Головково - Радищево (Поварово)

Головково - Радищево (Поварово), 35-40 (30) км.

Маршрут хорош как пешком, так и на лыжах, в последнем случае его трасса может несколько различаться в зависимости от погодных условий.

Начинаем от пл.Головково на Ю по тропинке к одноименному селу, перед которым уходим левее, к садовым участкам в лесу с Ю стороны поля, через низину по пути есть мостик. Подойдя к садовым участкам, огибаем их справа по мосту через еще одну низину и идем по тропе на Ю на ее другой стороне против дач. Можно продолжать путь на Ю по старой лесной дорожке на деревню Квашнино, но она заметно завалена, а перед Квашнино подходит к вырубке и вообще теряется. В то же время, подход там на лыжах к Квашнино, левее я обнаружил накатанную лыжню, поэтому сразу за дачами следует при возможности смещаться левее для более удобного выхода к Квашнино, около которого можно пройти справа. От Квашнино сперва идем по дороге на ЮЮЗ. Затем следует повернуть левее, на ЮЮВ либо по просеке ЛЭП перед дачами справа, либо вдоль газопровода в полукилометре далее, уже на поле, где он заметен не очень хорошо (признаком служит небольшой столб с желтой табличкой). Просека газопровода не очень чистая, но вполне проходима. Перед асфальтированной дорогой на деревню Ожогино, что неподалеку справа, трасса газопровода проходит по ЮЗ краю вырубки, по противоположному, СВ краю которой идет трасса ЛЭП. По трассе газопровода идти удобнее для обхода села Обухово далее. На открытом, заросшем редкими кустами месте перед селом пересекаем ручей Палишню, если вдруг возникнут сложности с ее пересечением, мостик через нее есть, по крайней мере, чуть правее, в перелеске перед Истринским лесничеством. После пересечения Палишни нужно смещаться правее, сперва вдоль опушки, дл обхода Обухово полями через дорогу к лесничеству и шоссе, ведущему на З к Истринскому водохранилищу. За этим шоссе поворачиваем заметно левее, через шоссе Солнечногорск - Крюково, потому что справа от него перелесок, за ним деревни Меленки и Коньково и дачная застройка вдоль шоссе. Слева от шоссе поле чистое, небольшие садовые участки легко обходятся слева, сразу за ними пересекаем дорогу, ведущую от шоссе к дачам слева в лесу, идущую вдоль маленького перелеска, за которым снова поле. Здесь трассы пешего и лыжного маршрутов могут расходиться: в пешем варианте переходим Истру по мосту шоссе, для чего идем полем слева от него до застройки перед деревней Новинки, где придется выйти на шоссе. Место перехода Истры на лыжах зависит от погодных условий. В идеальном варианте, когда река явно скована льдом, удобнее всего продолжать путь вдоль трассы газопровода на ЮВ по полю, через Истру, далее левее садовых участков, что сразу за рекой, до небольшого перелеска, за которым поля и село Алексеевское. Если на лыжах там перейти реку не удастся, после обхода Новинок слева придется смещатьс правее, в крайнем случае, до моста шоссе. (Есть ли пешеходные мостики через Истру выше шоссейного моста, я не знаю).

Сразу после моста лесная дорожка налево ведет мимо хозяйственной застройки на ЮВ к деревне Жуково. Пройдя по ней, нужно свернуть (лучше еще в деревне) на Ю по полю, справа от примыкающего к дачам восточнее перелеска, за которым сворачиваем на В, вдоль Ю края дач, где от них ведет поворачивающая на Ю в низине у их ЮВ угла дорога. Скоро она выводит на поле перед шоссе и Алексеевским слева. На поле за З краем Алексеевского вновь сходятся все пути: здесь нужно спуститься с высокого холма, на котором стоит село, по дорожке, ведущей от его З края на мост в низине через ручей. Это начало лесного проселка на деревню Клочково, который сперва идет по болотистому лесу с канавами, а затем в хорошем, преимущественно, еловом лесу.

Далее путь зависит от намеченного маршрута и места привала. Таких мест два: 1) родниковый ручей в 1,5 км к ЮЗ от Клочково (10-8 в каталоге) и 2) родник в 0,5 км С Белавино (10-7), оба места весьма приятны. 1). К ручью нужно идти через Клочково, спуститься направо от него по проселку через низину с ручьем к полю, перейти поле в З направлении и войти в лес. Это можно сделать по старому проселку, прогал которого в лесу заметен очень хорошо, либо в 0,2 км южнее, по западной просеке. Просека уходит в лес после спуска с невысокого склона, за ним справа у поля небольшое болотечко, посреди которого стоит красный квартальный столб с цифрами 19/27, обозначающий начало просеки. Первые две сотни метров у нее, до следующего квартального столба, достаточно чистые. В первом случае проходим 2-3 сотни метров до зарастающей вырубки и смещаемся на Ю вдоль В края вырубки еще пару сотен метров до этой З просеки (квартальный столб 19/26/27). От него чистая далее южная просека спускается в низину, а мы проходим на З по траншее вдоль южного края вырубки чуть больше сотни метров, в нескольких метрах южнее идет просека, начало которой заметно завалено. Чуть западнее того места, где с траншеи и просеки есть тупиковый съезд налево, вниз, к руслу подошедшей к просеке низины, в русле ручь появляется вода, но для привала нужно пройти еще сотню метров на З, лучше справа по просеке, ниже бывшей запруды слева, за которой ручей уже достаточно мощный. Для продолжения маршрута от места привала нужно вернуться по просеке на поле. 2). Для выхода к роднику 10-7 Клочково нужно оставить справа, для этого, возможно, лучше повернуть левее еще в лесу, до выхода на поле. От поля у Клочково надо пересечь на В маленький перелесок (проще всего по дороге), за ним надо держаться С края белавинского поля, гораздо менее вероятно наличие проходов в лесу. Дачи, перед которыми слева родник, хорошо видны левее Белавино. Они занимают заболоченное место с канавами, начинающееся сразу к С от поля. На СЗ стороне первой канавы, менее, чем в полусотне метров от ее начала и в полусотне метров перед подходящей к ней канавой с ЮВ, за которой начинаются садовые участки, находится родник, выведенный в трубу из большой крытой бетонной бочки. С З стороны от него лес, удобный для привала.

Наиболее простой выход от обоих мест привала на В в Поварово (около 8 км от ручья и 5 км от родника), преимущественно открытыми местами. При желании можно пройти по дороге через Дудкино. Удобнее, особенно на лыжах, идти в обоих случаях севернее Белавино, по дорожке от дач, которая у их ЮВ края чуть смещается к С и скоро выводит на В к полю у Дудкино. Полем или по дорогам идем через шоссе, южнее Дудкино. К ЮВ от него в лес входит на ЮЮВ хорошо заметная трасса газопровода. Если идти вдоль асфальта от Дудкино на Поварово, то там слева обширна дачная застройка, а справа перелесок с ручьем, к которому со стороны Поварова вплотную примыкают садовые участки. Удобнее может быть пройти по асфальту (около 2 км непосредственно до станции), либо огибать садовые участки в нескольктх сотнях метров справа, где у ручья еще не образовалось русло. Проход к шоссе есть между садовыми участками примерно в 0,25 км севернее перелеска с ручьем, тут же начинаетс дачная застройка и слева от шоссе. Вероятно, есть проход к шоссе и далее, на горке, примерно против поворота к станции. С шоссе надо свернуть налево по улице поселка сразу после того, как шоссе чуть повернет правее. Эта улица круто спускается вниз и выходит к асфальту в паре сотен метров перед станцией.

Гораздо интереснее выходить лесами на Радищево. От ручья нужно идти на В южнее Клочково на Задорино, от него на В к Новинкам и южнее них к трассе газопровода. От родника мимо Дудкино, как описано выше, на газопровод и затем по нему, мимо Новинок (остаются справа) и через верховья Радомли. На лыжах удобнее идти по газопроводу до бетонки и, перейдя ее, сместиться вдоль нее чуть левее (там проход есть) до заброшенной асфальтированной дорожки на ЮВ, приводящей через километр к закрытому переезду через Окружную ж.д., за которой лыжная трасса Снегири - Радищево. Просека газопровода от Дудкино до бетонки, хоть и узкая, вполне проходима. По ней даже всюду, за исключением опушки у Новинок, были лыжни, обходившие по лесу немногие заваленные места. Пешком для сокращения длины маршрута можно искать пути на В сразу после перехода по газопроводу Радомли, но следует иметь в виду, что здесь просеки "косые": они идут не на В и Ю, а имеют направление 60 и 150 градусов. Кроме этого, малоприятным может быть переход Окружной ж.д. и примыкающей к ней с З дороги. Выход на ст.Поваровка хуже из-за большой населенки перед ней.


Сергей Смирнов
22.1.2004