К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

Новый крутой маршрут

На 20 марта мной предложен совершенно новый встречный маршрут Стреглово - Бородино* - Турист, самый красивый из всех известных мне лыжных маршрутов Подмосковья. За последние годы я неоднократно проходил его отдельные участки, которые частично описал на сайте. Его особенностью является сильно пересеченная местность на всем протяжении, в этом отношении он превосходит маршрут Яхрома - р.Веля - Семхоз. При длине маршрута около 65 км это требует аккуратного и четкого прохождения с обеих сторон. Этой осенью мне в велосипедном походе удалось "расшить" ранее недоработанные его места: 1) найти проход через лес от Сафоново на Эскино, 2) уточнить путь возле Напругово, 3) найти новый, более удобный проход от Аревского до Новоселок, 4) проработать более удобный путь от Эскино мимо Турбичево на Бородино, а также осмотреть место привала. Поскольку в силу возраста я не могу бежать в головной группе, даю подробное описание маршрута прежде всего для тех, кто в состоянии быть впереди и прокладывать лыжню. Довольно часто, особенно в случае тропежки, скорость прохождения маршрута можно сильно увеличивать за счет использования дорог, а порой дороги оказываются единственным разумным путем, например, при наличии речек, оврагов или характерной для многих мест Подмосковья обширной дачной застройки, классические тому примеры - участки маршрутов Рассудово - Львовская от Акулово до Калужского шоссе или Крекшино - Львовская в районе Товарищево - Дубовка. Однако иногда, к счастью, очень редко, мелкие дороги с твердым покрытием становятся практически непригодными для движения на лыжах. Случаи использования дорог оговорены в описании.

От переднего края платформы Стреглово полем по тропинке направо к пешеходному мосту через р.Сестру перед Акулово. За мостом сразу направо, обходя деревню, и полями на ВСВ сперва по-над долиной Сестры справа, ориентируясь на правый край многоэтажных домов окраины Клина. Здесь часто бывают буранные следы. Санкт-Петербургское шоссе нужно перейти в сотне метров правее домов, у указателя начала г.Клин, где на СВ от шоссе отходит асфальтированная дорога. Левее ее на ССВ к лесу, неподалеку от гаражей, где есть тропа через низину. За низиной по лыжням жителей Клина налево, к просеке небольшой ЛЭП и по ней на ССВ параллельно околицам города. Вскоре за садовыми участками справа уйти по лыжне направо (ВСВ), чтобы после 1 км леса выйти к полям (старый проселок на Золино, что идет южнее, перекрыт зоной). Впереди около 15 км полей. Полями идем на В, оставляя слева карьеры, к Напругово. Глубокий овраг с ручьем за Напругово преодолеваем по мосту шоссе, дл чего идем вдоль деревни или правее ее (слева мешает еще один овраг). Дальше на СВ через Мякинино или полем левее сразу к Меленкам. В низине с ручьем перед Меленками мостик на проселке из Мякинино. Сразу за ним направо, не входя в Меленки, и на ВСВ к С краю Ельцово вдоль дороги или по ней. От С околицы Ельцово повернуть направо, обходя по перелеску примыкающую к нему ферму, чтобы не вляпаться в прелести сельскохозяйственного производства или в обширную населенку севернее. За ним на В через шоссе Зубово - Покровка, левее Темнова. Следующую глубокую низину преодолеваем по заброшенному проселку Темново - Ананьино и сразу за ручьем на ССВ вдоль низины через шоссе Зубово - Тараканово к мосту через Лутосню перед Мишнево. При желании можно подняться правее к перекрестку и скатиться к мосту по дороге.

Здесь пейзажи восхитительны. Слева огромный холм возле Спас-Коркодино, видимый еще перед Напругово. За Лутосней высокие холмы с деревнями Чумичево и Боблово, где был (не знаю, сохранился ли) музей Д.И.Менделеева и где живший там ученый когда-то летал на воздушном шаре. Справа похожий на предгорья склон Клинско-Дмитровской гряды с глубокой долиной Лутосни.

Далее удобнее всего идти по дороге на ВСВ через Мишнево, правее Чумичево, на Ивлево, либо огибать Мишнево слева и затем взбиратьс наверх к Чумичеву. Нет смысла обходить Чумичево слева сперва по низине, потому что там перед подъемом неприятная канава, а деревн мало обитаема, лучше пройти через нее, если нет возможности катитьс по дороге. Из-за очень крутого подъема проще может оказаться путь пешком по асфальту. Вдоль этой дороги все равно придется пройти три сотни метров через лиственный перелесок после Чумичево, за которым перед Ивлевым полуоткрытые места и поле. По нему проходим к ЮВ концу деревни. От поляны в сотне метров за деревней начинается старый проселок на ВЮВ, выводящий через 1,5 км к полю ЮЗ Аревского. В лесу надо быть внимательным: проселок хорошо виден не всюду, но поле перед Аревским начинает просматриваться слева уже на полпути, и если на поле идти явно лучше, чем в лесу, имеет смысл сместиться на него. Аревское нужно оставить слева, пройдя мимо остатков карьера с разрушенными строениями, где повернуть по дороге на Ю.

Альтернатива старому лесному проселку особенно актуальна при заметной тропежке и удобных для движения дорогах, она удлинняет путь на 2-3 км. В таком случае надо продолжить путь по дороге от Чумичево за перекрестком на ВСВ к брошенному, но еще обитаемому военному городку Ивлево, расположенному в лесу к С от деревни, асфальт идет по СЗ опушке. От кирпичных домов городка на С возле электролинии идет тропа через перелесок к полю Ю Покровского. Выйдя к полю, по нему сразу направо вдоль ЛЭП и по опушке, поворачивая на ЮВ к Аревскому. Можно воспользоваться дорогами: дорога идет В Прудов, поперек Аревского и далее через низину в Ю конец поля.

Она приводит к дачам за Ю концом поля, препятствий там нет. От дач проселок ведет по лесу и через 0,2 км выходит к просеке ЛЭП З-В, перед выходом на нее одиноко стоят ворота. Конечно, заманчиво воспользоваться просекой этой ЛЭП, начинающейся от подстанции на правом берегу Лутосни в 3,5 км выше Мишнева, но здесь всего два моста через Лутосню: в Мишнево и Тараканово. Если удастся найти проход к ЛЭП через Боблово, это заметно улучшит маршрут, но вероятность этого оцениваю невысоко из-за пересеченности склонов долины Лутосни за Боблово. Скорее, можно найти проход через Ивлево, что уже не так привлекательно. Наконец, можно переходить Лутосню в Тараканово, выход на ЛЭП через Аладьино. Это означает радикальное изменение маршрута со стороны Николаевской ж.д., зато дает возможность сопрягать его с лыжнями сотенной трассы, начиная от Покровки или Головкова. Дарю эти проекты молодым искателям, мне они уже вряд ли по силам.

По ЛЭП налево. Вскоре лесной проселок сворачивает на ЮВ, пересекает мощную ЛЭП направления С-Ю и выходит на опушку поля перед Новоселками. Новоселки нужно обогнуть с С и идти на входящую на В в лес дорогу. Пользоваться идущей севернее ЛЭП направления З-В нельзя, так как она вскоре поворачивает в лесу на СВ, а справа от нее система глубоких лесных оврагов. От Новоселок единственный путь на В через лес вдоль асфальтированной дороги, возле которой вначале с обеих сторон кусты. Протяженность перелеска около 1,5 км. При выходе на открытое место дорога поворачивает на СВ, а через 0,4 км с нее направо уходит гравийная дорога на Бородино, почти сразу проходящая по плотине большого пруда справа. На ручье, вытекающем под плотиной, делаем привал. У ручья перелесок лиственный, на опушке на СЗ стороне висит сухое дерево. В сотне метров, на ЮЗ берегу пруда красивый еловый перелесок с обилием дров, но нет воды, разве что в рыбацких лунках на пруду, если они будут. До места привала, по моим подсчетам, от Стреглова около 35 км.

Первая половина пути от Туриста была пройдена группой пешком 30.11.02 (маршрут Турист - р.Дятлинка - Яхрома) и нуждается в минимальной корректировке. Начало зависит от состояния р.Волгуша. У пересечения Волгуши газопроводом перед впадением в нее Икши на генеральном повороте реки на С есть спокойный разлив, где она обычно замерзает. Если считаем, что река скована льдом, по тропе от платформы к поселку пересекаем Икшу и обходим меховую фабрику слева, проход мимо магазина и мимо огородов местных жителей, здесь нередко бывает тропа (так группа заканчивала 26.12.98 маршрут Морозки - Новокарцево - Турист). Там же, в принципе, речку можно перейти по трубе газопровода, но идти зимой несколько метров над водой по широкой металлической трубе вряд ли стоит, и если река явно течет, обходим меховую фабрику справа, вдоль ж.д. и ведущей от фабрики асфальтированной дороги, пересекая ее, затем сворачиваем левее, на СЗ по низине с пятнами кустарника, где без труда пересекаем по мостику канаву, очевидно, представляющую собой обозначенное на картах старое русло Яхромы. Приближаемся к садовым участкам на правом берегу реки. Пройдя немного слева вдоль дач (там препятствий нет), переходим реку по пешеходному мостику менее чем в сотне метров южнее Ю края д.Круглино. Если услови благоприятствуют, можно пройти через Круглино, а затем подниматься по дороге на Степаново (так шли в обратном направлении 26.12.98). Можно сразу подняться на З к садовым участкам, которые лучше, видимо, огибать слева, хотя можно пройти и между садовыми участками. По-моему, с Ю обходит их и прокладываемая там трасса "Лыжня России", котора затем довольно круто спускается к Волгуше у ее пересечени газопроводом и поворачивает вдоль речки на С. Далее следует держатьс возле леса слева к повороту дороги на Степаново и затем идти вдоль нее (или по ней), чтобы обойти Степаново возле деревни справа - слева оно довольно плотно примыкает к облесненным склонам долины Волгуши. На лыжах не стоит повторять наш пеший путь 30.11.02 сперва по долине Волгуши, затем вверх, огибая Степаново слева: если подняться на крутой закустаренный склон долины и можно, то спускаться там на лыжах, особенно в темноте, будет очень непросто. Обогнув Степаново, подходим к трассе небольшой ЛЭП и за низиной у опушки становимся на ее чистую З просеку. Повторяем путь 30.11.02, огибая Ольгово справа вместе с примыкающими к нему дачами. С вершины холма у Ольгово хорошо видно Селявино: перелесок между деревнями вырублен. Через Селявино можно будет пройти по дороге, а если она вдруг окажется в плохом состоянии, легко обогнуть деревню справа. По известному пути 30.11.02 через перелесок с истоками Дятлинки старым проселком на З к полю и вдоль опушки (лес справа) на ЗСЗ к шоссе. Дальше лучше пройти на СЗ и С вдоль шоссе, а затем идти по дороге или вдоль нее к Сафоново: полукилометровый перелесок к полю с новой ЛЭП направления ЮЗ-СВ вдоль опушки весьма труден для прохода. Сафоново полностью застроено вокруг дачами, пройти здесь можно только по дорогам. Войдя в деревню, дорога поворачивает на ЮЮЗ. С нее сворачиваем направо (СЗ) по дачной дороге через узорные металлические ворота без забора, не доходя полсотни метров до указателя конца деревни. Дачная дорога идет на СЗ к лесу, на опушке (лес слева) чуть подворачивает левее, лесной проселок на Эскино имеет то же направление и слегка просматривается по вершинам леса, но вход на него зарос кустами и совершенно не виден. Следует идти в том же направлении около крайнего левого перед лесом дачного домика и входить в лес возле угловой опоры электролинии с подпоркой, оставл заросли кустов слева. Войдя в лес (летом там протоптаны тропинки), смещаемся не более 10 м левее и подсекаем лесной проселок СЗ направления. Первые пару сотен метров он хотя и плох, но вполне проходим (я там смог пройти с велосипедом), затем становится несколько чище, а через 0,5 км выходит к краю вырубки справа и идет в том же СЗ направлении вдоль левого края вырубки, она этой осенью была довольно чистой. Затем проселок пересекает расширение вырубки налево, где дальше хорошо просматривается в лесу в прежнем направлении. Еще через 0,3-0,4 км он выводит на Ю угол поля перед Эскино.

За Ю краем Эскино открывается изумительный пейзаж Клинско- Дмитровской гряды: впереди-справа широкая и глубокая плоская котловина истоков Кимерши, окаймленная огромными холмами с маленькими деревеньками по вершинам (и без садовых участков!). Впереди-слева над крутым склоном Турбичево с церковью.

Продолжаем путь на СЗ вдоль дороги (или по ней) из Эскино, круто спускающейся в долину Кимерши к гравийной дороге ЮЗ-СВ за ней, пересекаем Кимершу и дорогу и поднимается на ССЗ, оставляя слева Турбичево и перелесок с оврагом перед ним. В СЗ углу поля в сотне метров правее угла на СЗ входит в лес ясно видимый проселок. Через 0,3 км он выводит к полуоткрытым местам, а еще через несколько сотен метров и на поле на месте бывшей деревни Романцево на вершине холма. Туда с ЮЗ подходит гравийная дорога, поворачивающая на С. За низиной на поле Бородино, дорога огибает его справа, за деревней поворачивает левее и через 1,5 км приводит к пруду слева и месту привала.

Здесь великолепные пейзажи северо-восточного склона Клинско- Дмитровской гряды, украшенные огромной колокольней в Ведерницах, а чуть левее в ясную погоду просматривается массивный храм в Рогачеве. До места привала от Туриста, по моим подсчетам, около 30 км, но путь, пожалуй, чуть трудней.

Аварийные сходы и сокращения маршрута: Рогачево, интервал движения автобусов в Дмитров около часа, но имеются, кроме автобусов, маршрутные такси, а также редкие автобусы на Клин и в Лобню. В сторону Туриста - шоссе Рогачево - Дмитров, расположенное в 7-9 км от участка Бородино - Эскино, к нему много дорог. Рогачевское шоссе в Новоселках и в 4-5 км от участка Бородино - Турбичево. Ольгово - автобусы на Дмитров или Яхрому. В сторону Стреглова - Зубово, а также участки бетонки в 3 км от Меленок и Напругова - интенсивное автобусное сообщение с Клином. Участок бетонки Рогачево - Клин в 2-3 км от Ивлева и Аревского, но там автобусов много меньше. Редкие местные автобусы в Клин из Золино, Кленково.


Сергей Смирнов
2.10.2003


Маршрут оказался круче автора

Руководители группы не стали включать в план предложенный мной на 20 марта встречный маршрут Стреглово - Бородино* - Турист. Поэтому 12 марта я рискнул попытаться пройти его в одиночку. Задач было две: уточнить, по возможности, детали маршрута и попробовать заменить участок примерно посередине Мишнево - Чумичево - Ивлево - Аревское - Новоселки, пройдя через Боблово. Это позволяло избежать исключительно крутого подъема (или спуска) вдоль дороги между Мишнево и Чумичево, изъять небольшой участок по лесу вдоль дороги от Чумичева к Ивлеву, убрать кусок трудно находимого проселка между Ивлево и Аревским и одновременно чуть укорачивало маршрут.

Прогноз давал северо-западный ветер, что диктовало начало от Стреглова, вдобавок тогда участок с более крутыми склонами ближе к Туристу попадал на вторую половину дня, когда из-за тепла скольжение ухудшалось. Погода обеспечила чистоту эксперимента: практически все дороги были непригодны для лыж, вдобавок, в этот раз я был на лыжах "Фишер", на которых не мог себе позволить бежать по грязным дорогам.

Сложность задачи я ощутил, сойдя в 8 утра с тверской электрички (6.32 из Москвы): наст, припорошенный снегом, который неделю назад надежно держал к югу от Москвы, когда я легко пробежал из Луча в Михнево, здесь заметно продавливался и не только не позволял идти коньком, но вообще не давал возможности идти очень быстро без лыжней или буранных следов. Но к 11 часам я все же дошел до оврага между Темново и Ананьино, что было допустимо по скорости, при этом строго по описанию, данному мной на сайте 2.10.03 ("Новый крутой маршрут").

От развилки на Санкт-Петербургском шоссе у большого указателя г.Клин буранные следы вели по полю и через низину на опушке прямо к входу в лес небольшой ЛЭП. Направо с нее надо уходить по лыжне вскоре за садовым товариществом "Дружба" справа, когда слева у ЛЭП начались дачи, по левому краю большой поляны, заметной в лесу справа, над длинным прудом на ее левом краю. После выхода к полю лыжня и буранные следы пошли сначала по правой опушке, затем немного в лесу правее карьеров и вышли к полю перед действующей фермой у Напругово. Надо пройти между фермой слева и низиной начинающегося ручья справа, затем повернуть ближе к деревне, обходя ее справа. Широкую и глубокую низину за Напругово я пересек по шоссе, не снимая лыж. Ферму за Ельцово я не стал обходить с юга по лесу: нынче там оказалось вполне проходимо, она только овеяла меня бодрящим запахом навоза. От проселка между Темново и Ананьино не оказалось никаких следов. Я спустился к ручью правее сбегающего от Темново оврага. Видимо, проселок был еще правее, но на карте там написано "бр.". В общем, действительно "бр": как я преодолел довольно большой ручей, категорически никому не рекомендую. Возможно, придется за Темновым смещаться налево вдоль ЛЭП к шоссейному мосту, это почти не удлинит маршрут, поскольку у Ананьино надо подниматься довольно высоко, обходя овраг на той стороне.

За мостом через Лутосню я сразу ушел направо по буранным следам. Автопилот вел меня по ним к южному, нижнему концу деревни, но тут я последний раз поступил в соответствии с планом и картой: поднялся к северному краю деревни, прямо к музею-усадьбе Д.И.Менделеева. Согласно километровому атласу за деревней открытое место, затем воинская часть. Но я увидел там лишь глубоченный поросший кустами овраг, поляну за ним правее и никаких возможностей нормально пройти на лыжах. Внутренний голос, он же автопилот, скомандовал: назад и по улице на юг, вниз. Идея понятна: попытаться прорваться к подстанции выше по Лутосне, а от нее пройти по ЛЭП, на которую я выехал осенью на велосипеде от Аревского и которая там была совершенно чистой. Скатываясь по улице, мне удалось задать вопрос местным: как попасть к Новоселкам? Ответ таков: по дороге к жилью у подстанции, мимо него к полям перед Костюнино и налево к Аладьино, но это далеко. На вопрос "А может быть, от подстанции по ЛЭП?" ответ был невнятно-отрицательным. "К подстанции есть дорога?" - "Сейчас нет, но следы есть, вы их увидите". Лишь выкатившись из деревни, я сообразил, что не спросил, где искать эти следы. Но я уже шел на автопилоте. Справа на поле увидел разворот буранных следов, которые бросил внизу перед деревней, а слева в лес уходили через ручеек засыпанные лыжные следы - мне туда. Они по узкой, но довольно чистой просеке между кустарником и еловыми посадками через несколько сот метров вывели на поперечную дорогу, прочищенную грейдером, но не используемую: по свежему снегу шел лишь одинокий тракторный след. Если свернуть налево, дорога должна привести к воинской части, всюду надо искать возможность уйти направо, к нужной ЛЭП. Однако делать это, конечно, лучше с обратной стороны: идти по ЛЭП и смотреть пути направо к Боблову. Оставляю эту возможность, как вскоре выяснилось, единственную, будущим искателям. Меня автопилот однозначно повернул направо, вниз. После многих поворотов дорога привела к жилью в лесу. Подстанции я не увидел, зато мощная тропа уходила нале во, на восток, и я покатил по ней. Вскоре выкатился к опушке, увидел ЛЭП и поля, а тропа кончалась перед металлической крышкой, неподалеку стояло ведро. Под закрепленной на льду крышкой был мощный родник или сильный чистый ручей - питьевая вода. Это был знак, часы показывали 12.55, сразу очень захотелось есть, и я зачерпнул котелок воды, хотя первоначально намеревался обедать на месте привала по описанию - у пруда перед Бородино. Мне нужно было прямо, на ЛЭП, однако автопилот повел меня направо вдоль опушки - что же, там тоже можно встать на ЛЭП. Через сто метров на опушке, защищенной от ветра еловым лесом и освещенной засиявшим к обеду солнцем, стояли вызывающе сухие ольхи без коры. Это был уже не сигнал, а указание свыше вставать на обед. (Путешествуя в одиночку, я никогда не жгу елки, которые стреляют и прожигают одежду, не позволяя сидеть вплотную к маленькому костру.) Конечно, это указание можно проигнорировать, но это, как правило, кончается плохо. Костер разгорелся мгновенно, и, быстро закончив обед, я подошел к трассе ЛЭП. По карте она шла по открытому месту урочища Маслово, затем поворачивала налево вблизи опушки. Однако провода висели над плотными зарослями высокого кустарника, и идти туда не было ни желания, ни возможности. Я еще раз глянул на карту. Когда эта ЛЭП принимала восточное направление, она пересекала вершину лесного оврага, а что такое овраги в бассейне Лутосни, я знал очень хорошо. Всё. Турист мне не светит. Можно только попытаться уточнить что-то на маршруте и свалить на автобус Рогачево - Дмитров, расписание его из Рогачево: 15.55, 17.15, 17.50, 19.15, 20.15, 20.45, 21.40.

На предлагаемом месте привала, по-видимому, не обязательно спускаться к ручью под плотиной, а можно попытаться взять воду в обнесенном металлической оградой верхнем сливе, чтобы делать привал у небольшого елового перелеска на левом берегу, рыбацких лунок на пруду не заметил. Между прудом и Новоселками иного пути, кроме дороги, по которой я лихо прокатился коньком два года назад, стартовав от Решетникова, нет, но вдоль дороги можно было пройти и сейчас. Спустившись от Эскино в котловину истоков Кимерши, лучше не карабкаться на очень высокий и крутой склон возле Турбичево, а сразу взять правее и подниматься из нее гораздо отложе уже за лесом на правом ее берегу, против Мотовилова. По проселку между полями у Турбичево и урочищем Романцево, который входит в лес в сотне метров правее СЗ угла поля, сейчас даже была лыжня. Последним интересным на маршруте был вид от этого угла на котловину истоков Кимерши в лучах склонявшегося к закату солнца. Вид настолько впечатляющий, что я пожалел о не взятом ради облегчения рюкзака фотоаппарате.


Сергей Смирнов
15.3.2004