К оглавлению сайта     http://super-dmitriev.ru

С Клинско-Дмитровской гряды на Приклязьминскую низменность

Посылаю материалы по району между Ярославской ж.д. и Ногинском: описание лыжного маршрута 95 г. Арсаки - Чернево и мой прошлогодний пеший трек Захарово-Электрогорск. Описание есть в новом издании книги "Маршруты Подмосковья" ("Просторами Подмосковья", Москва, "Новинки-инвест", 2007 г.), М384, стр. 295. Там же маршрут 138 км - Фряново (М328, стр. 232) и маршрут из Калистово к Нижегородской ж.д. (M382, стр 290).

Свои походы от пл. 157 и Илейкино на Фряново я не описывал из-за сложностей с транспортом, как и многочисленные катания на велосипеде в тех крах. Аналогичные маршруты можно начинать (или заканчивать) на Санино, пл. 168 км, Ветчи. Я ходил от их всех, в архивах даже остались какие-то описания.

Арсаки (Я, 90) - Черново, 50-53 км, возвращение автобусом через ст. Ногинск или пос. Черноголовка.

Этот маршрут особенно хорош на лыжах в конце зимы по насту навстречу солнцу. Он ведет от холмов Клинско-Дмитровской гряды к равнинной местности вдоль низовьев р. Шерна, которая является частью Приклязьминской низменности. Основная часть маршрута проходит через красивые леса по просеке ЛЭП, поэтому его успешное его прохождение зависит от того, насколько чиста просека. Протяженность маршрута может быть увеличена, если оканчивать его не в Чернове, а ближе к Ногинску. В пешем варианте целесообразно начинать его от ст. Струнино или Александров, чтобы в последнем случае не переходить р. Печкура. Тогда протяженность маршрута до с. Черново составит чуть более 40 км, а до Аленино (МБК и шоссе Киржач - Ногинск) около 30 км.

По полю ЮВ ст. Арсаки направляемся на В вдоль небольшой ЛЭП параллельно железной дороге мимо садовых участков. По просеке этой ЛЭП пересекаем лесной массив и в 5 км от станции выходим к полям перед д. Шаблыкино. Проходим деревню в ее СВ части и движемся полями на ВЮВ вдоль глубокой долины ручья слева, за которой многоэтажные дома г. Струнино, к д. Бухары (3 км от Шаблыкино). Отойдя от Шаблыкино, лучше держаться ближе к опушке справа, чтобы балку перед Бухарами пересечь, где она еще неглубока, и идти дальше на Ю, оставляя Бухары слева. Миновав Бухары, тут же пересекаем еще одну большую балку направления ЮЗ-СВ и поднимаемся на поле, по которому идем на ЮВ. Скатившись по склону на ЮВ, сворачиваем левее к ручью, переходим его и поднимаемся к полю на противоположном склоне. Теперь путь лежит на ЮЮВ к д. Шиклово на Ю берегу р. Печкура. Здесь лучше держаться левее, подальше от ручья, где сбегающие к нему балки менее глубоки, но в долину Печкуры слева спускаться не нужно, а следует прокатиться вдоль нее к полуразрушенному мосту через Печкуру перед Шиклово на проселке от Бухар. Поднявшись от Печкуры в Шиклово, тут же поворачиваем на В и идем вдоль проселка к Коровино (2 км от Шиклово), за которым проходит ЛЭП направления С-Ю. От начала маршрута до ЛЭП около 20 км. Здесь кончается Клинско-Дмитровская гряда, и рельеф делается спокойным.

Теперь на Ю по трассе ЛЭП. Проходим перелесок, небольшое поле, на котором слева-сзади виден г. Карабаново, и, если есть уверенность, что р. Молокча не замерзла, на следующем поле за небольшим перелеском можно уйти с трассы ЛЭП левее, на ЮВ к д. Юрцово, за околицей которого мост через Молокчу. Можно свернуть влево и позднее, на редколесье по-над берегом Молокчи, либо идти вдоль ЛЭП до реки и затем, минуя Юрцово, выходить к мосту вдоль реки. За мостом придется пройти через с. Махра с бывшим монастырем. На В окраине Махры пруд на одноименном ручье, по его плотине идет проселок на З в Неглово и на ЮЗ в Данилково, по второму возвращаемся к ЛЭП, если реку не удается пересечь по льду. Лучше вдоль проселка пройти дальше, до В околицы Данилково, а затем возвратиться к ЛЭП лесной дорожкой от деревни на ЮВ, потому что в самом начале просеки ЛЭП после ее пересечения проселком два неприятных оврага. Дальше просека ведет великолепными лесами с едва заметным подъемом на протяжении нескольких километров. От Данилково до идеального места привала 8 км: в 0,4 км перед ним пересекаем небольшую низину начинающегося ручейка - притока Кошинки. Метрах в 100 перед вторым пересечением этого ручейка справа в десятке метров от просеки под поросшим ельником невысоким, но крутым склоном - родничок. До этого места от Арсаков около 35 км, а от станций Струнино или Александров - около 25.

Далее продолжаем путь по трассе ЛЭП, здесь местность пересеченная: вскоре в третий раз переходим этот же ручей, а еще через 3 км и саму Кошинку. За Кошинкой следует сразу уйти направо: там не более трехсот метров до поля, по которому в ЮЗ направлении выходим к большим полям с д. Аленино слева. Удобнее может оказаться воспользоваться проселком, по которому пересекали ручей в третий раз: он уходит левее трассы ЛЭП и ведет к дороге на Аленино. От Аленино начинаются поля и деревни слева вдоль р. Шерна. Здесь проще всего идти вдоль трассы ЛЭП, пересекая МБК и выходящее на него с ЮЗ шоссе Черново - Киржач. Первые 5 км за перекрестком - поля, а затем ЛЭП идет через сосновый лес к р. Мележа. Ее переходим по льду, а если это невозможно, неподалеку справа есть шоссейный мост. За Мележей с. Черново, связанное регулярным автобусным сообщением со ст. Ногинск, причем автобусы ходят по кольцу, и в Ногинск можно ехать в любую сторону: на З через пос. Черноголовка автобус идет на полчаса дольше, однако там можно пересесть на автобус в Москву. Для продолжения маршрута следует воспользоваться трассой все той же ЛЭП: далее она идет вдоль шоссе, несколько раз его пересекая. По мере приближения к Ногинску вдоль шоссе и ЛЭП все больше застройки, однако в любой момент маршрут можно прервать, выйдя к автобусу. В 7 км от Чернова большое село Боровково, а в 12 км - Мамонтово. За Мамонтово продолжать маршрут не имеет смысла: его протяженность начинает приближаться к 70 км, а шоссе уходит от трассы ЛЭП направо.

Транспорт: Черново, автобус до ст. Ногинск (Н, 67) или до Москвы с пересадкой в пос. Черноголовка.